Совет Безопасности Российской Федерации

Интервью еженедельнику «Аргументы и факты» первого заместителя Секретаря Совета Безопасности России Рашида Нургалиева

12 февраля 2024 года
foto120224

aif.ru: Рашид Гумарович, было ли подписание Минска-2 делом бессмысленным, заранее обреченным на провал?

Рашид Нургалиев: Президент В.В.Путин не раз подчеркивал, что альтернативы Минским соглашениям нет. Россия искренне стремилась урегулировать конфликт на Украине мирным путем, и в этом смысле подписание 12 февраля 2015 года Комплекса мер по выполнению Минских соглашений было абсолютно оправданным.

При желании всех заинтересованных сторон их можно было реализовать. Если бы достигнутые договоренности были выполнены в 2015 году, гражданская война на территории Украины закончилась бы в том же году. Кроме того, Комплекс мер имел вес международного документа – он одобрен резолюцией Совета Безопасности ООН № 2202 от 17 февраля 2015 года. Это были базовые соглашения,
на которых должны были выстраиваться дальнейшие отношения Киева с Донбассом. И то, что Киев и страны Запада стали использовать Минские договоренности как рычаг геополитического давления на Россию – не вина Москвы.

– Наверное, стоит напомнить читателям, о чем именно тогда договорились в Минске. Неужели совсем ничего
из достигнутых договоренностей не было выполнено?

– Ключевые положения документа предусматривали прекращение огня на линии соприкосновения; принятие закона об амнистии, исключающего уголовное преследование участников выборов в Донбассе; реализацию по украинскому законодательству и по согласованию с Донбассом закона о местных выборах; внесение поправок в конституцию Украины, гарантирующих республикам Донбасса особый статус.

За семь лет действия Минских соглашений из всех пунктов частично был реализован только обмен пленными. Киев планомерно срывал выполнение договоренностей, в том числе принимая новые законы, которые откровенно противоречили Минску-2.

Так, принятый Верховной радой в 2015 году закон о признании особого статуса Донбасса базировался на условиях, с которыми
не согласились ДНР и ЛНР. Киевская власть настаивала на том, чтобы сначала восстановить контроль над государственной границей, –
то есть, по сути, распространить свою власть на территорию
Донбасса – и только потом провести выборы. В качестве другого примера можно упомянуть закон 2018 года об особенностях государственной политики по обеспечению суверенитета Украины над «временно оккупированными территориями». В нем Россия прямо называлась «агрессором», на которого возлагалась вся ответственность за понесенный Киевом ущерб на востоке страны.

При этом все годы действия Минских соглашений территория ДНР и ЛНР беспрерывно подвергалась артиллерийским ударам, жертвы которых исчисляются тысячами. Население республик Донбасса, вынужденное жить в подвалах, скрываясь от бомбежек и обстрелов, фактически столкнулось с прямой угрозой физического уничтожения киевским режимом.

– Киев и западные политики позже признались, что пошли на подписание Минских соглашений, чтобы оттянуть время для подготовки к прокси-войне с Россией. Была ли Москва готова к подобному сценарию? Или откровения Меркель и Олланда стали полной неожиданностью?

– Заявления экс-канцлера ФРГ А.Меркель, которая назвала Минские соглашения попыткой дать Украине время, «чтобы стать сильнее», и поддержавшего ее президента Франции Ф.Олланда, признавшего, что «время, предоставленное Украине Минскими соглашениями, позволило ей нарастить военную мощь», наглядно продемонстрировали, чего стоят слова и дела представителей «цивилизованного Запада». Открыто заявив об изначальном нежелании Киева, Берлина и Парижа реализовывать Минские соглашения, Меркель и Олланд лишь признали то, что было понятно еще в 2015 году.

При этом, не позволяя украинскому руководству выполнять договоренности, Запад обвинял в их срыве Россию. Неслучайно в том же 2015 году Меркель заявляла, что невыполнение Минска-2 станет поводом для жестких экономических санкций против Москвы.

Могло ли такое поведение нас удивить? Едва ли. Давно очевидно: то, что в просвещенной Европе XVIII – XIX веков считалось дурным тоном, сейчас является принципом поведения руководителей западных стран.

Годы регулярных заседаний в рамках Трехсторонней контактной группы, обсуждения «формула Штайнмайера», встречи
в «нормандском формате» с целью достижения мира на Украине оказались имитацией деятельности как со стороны руководства Киева, так и его покровителей на Западе. Все они изначально были нацелены не на достижение политического урегулирования, а на вооружение Украины и ее подготовку к войне с Россией. Фиктивность Минских соглашений признал и украинский экс-президент П.Порошенко. По его словам, Киев добился того, чего хотел: «Наша задача была, во-первых, отвести угрозу или, по крайней мере, отсрочить войну. Выбить себе восемь лет, чтобы мы восстановили экономический рост и построили мощь Вооруженных сил».

Все это еще раз доказывает, что решение о начале спецоперации было правильным.

– Какой Вам видится роль Вашингтона в том, что Минские соглашения в итоге были похоронены?

– США с февраля 2014 года фактически установили контроль над всей Украиной, а киевские власти полностью утратили самостоятельность в принятии решений. У Запада имелись – и до сих пор имеются – все рычаги давления на Киев. Поэтому странно звучат слова Зеленского, бьющего себя в грудь и заявляющего, что якобы
он лично решил не исполнять соглашения. Отсутствие у президента Украины свободы действий и его полная зависимость от Лондона
и Вашингтона – это секрет Полишинеля.

В печальном исходе Минска-2 американцы сыграли
не последнюю роль: не дав гарантий соглашениям, они с самого начала продемонстрировали свое отношение к этому документу. Дистанцировавшись от минского процесса еще в 2014 году, администрация Б.Обамы заложила основы для системного противостояния с Россией. Киев ориентировался не на Париж и Берлин – для него имела значение только позиция Вашингтона.
А США закрывали глаза на происходящее в Донбассе, посылая четкий сигнал: делайте, что хотите.

Не были созданы инструменты воздействия на Украину
в случае невыполнения соглашений. Такой подход развязал руки украинскому руководству. Сначала П.Порошенко, а затем и В.Зеленский не соблюдали никаких договоренностей. Власти Украины организовали блокаду территории ЛНР и ДНР, отключили их от банковской системы, продовольственного снабжения, социальных выплат, отказались вести прямые переговоры
с представителями этих республик. ОБСЕ также работала в интересах Киева, а некоторые ее сотрудники даже были уличены в шпионаже
в пользу Украины.

– Можно ли сказать, что заключение Минских соглашений лишь на время остудило конфликт на Донбассе, а их невыполнение сделало российскую спецоперацию неизбежной?

– Конфликт никогда не затихал, а перед началом СВО, наоборот, разгорелся еще сильнее. Принимаемые законы и действия украинских политиков в отношении Донбасса были направлены исключительно на его эскалацию.

К концу февраля 2022 года Президент России В.В.Путин констатировал, что Минские соглашения перестали существовать. Москва признала независимость ДНР и ЛНР. Как отметил тогда глава государства, договоренности «были убиты» еще до признания народных республик из-за нежелания киевских властей выполнять их.

Сегодня вновь усиливаются голоса в пользу мирного политического урегулирования на Украине, пусть даже ценой утраты ею части своих территорий. Россия никогда не выступала против возобновления переговорного процесса. Но сейчас, к сожалению,
это невозможно из-за позиции киевских властей и лично президента В.Зеленского, который подписал указ, запрещающий вести переговоры с нашей страной.

Для Запада, и прежде всего для англосаксов, такая ситуация выгодна. Нынешний конфликт открыл перед США и Англией перспективу многомиллиардных заказов для военно-промышленного комплекса. Более того, они, на мой взгляд, заинтересованы
в максимальном разрушении Украины, поскольку промышленные гиганты уже выстроились в очередь для получения госзаказов на восстановление инфраструктуры этой страны. А доведенных
до нищеты украинцев Запад готов насильно гнать на убой ради достижения своих целей по ослаблению России.