Совет Безопасности Российской Федерации

Стенограмма заявления и ответов на вопросы СМИ Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации И.С.Иванова по итогам переговоров с Секретарем Высшего Совета национальной безопасности Исламской Республики Иран А.Лариджани (Тегеран, 28 января 2007 года)

29 января 2007 года

И.С.Иванов: Прежде всего хотел бы поблагодарить иранское руководство за оказанный теплый прием. Российская делегация была принята руководителем Ирана аятоллой С.А.Хаменеи, президентом М.Ахмадинежадом, министром иностранных дел М.Моттаки, секретарем Высшего Совета национальной безопасности А.Лариджани. Я передал руководителю Ирана С.А.Хаменеи и президенту Ирана М.Ахмадинежаду послание Президента Российской Федерации В.В.Путина. В данных посланиях выражено твердое намерение России развивать добрососедские отношения со своим давним партнером Ираном. Интересы наших государств совпадают во многих сферах, имеются хорошие возможности для развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества. С удовлетворением отмечаем, что духовный лидер и президент Ирана также однозначно высказываются за развитие и повышения уровня партнерства с Россией.
В ходе состоявшихся переговоров подробно обсуждали ситуацию в регионе. К сожалению обстановка в Ираке, Ливане, на Ближнем Востоке остается крайне сложной. Россия выступает за то, чтобы эти конфликтные ситуации решались за столом переговоров и со своей стороны будет оказывать все необходимое содействие для их политического урегулирования. Также подробно обменялись мнениями по ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Россия выступает за политическое урегулирование имеющихся вопросов. Мы с уважением относимся к законному праву Ирана на развитие ядерной программы. Вместе с тем вопросы, которые остаются еще открытыми по предыдущим программам в отношениях Исламской Республики с МАГАТЭ, должны быть закрыты. В этой связи считаем, что недавняя инициатива главы МАГАТЭ М.Эльбарадея о "тайм-ауте", согласно которой Иран временно приостанавливает работы по обогащению урана, а СБ ООН поступает таким же образом в отношении резолюции 1773, заслуживает серьезного внимания.
Хотел бы еще раз отметить, что Россия и Иран поддерживают постоянные контакты по всем вопросам двустороннего сотрудничества и международной повестки дня.


Вопрос: Каким Вы видите выход из кризиса, сложившегося вокруг ядерной программы Ирана?


И.С.Иванов: Это многоплановая проблема. Я не случайно упомянул о предложении Гендиректора МАГАТЭ. Считаем, что, отталкиваясь от этого предложения, можно сейчас искать политический выход из ситуации.


Вопрос: Как развивается ситуация вокруг запуска АЭС в Бушере?


И.С.Иванов: В декабре 2006 г. состоялось заседание российско-иранской межправительственной комиссии, в ходе которого были уточнены сроки ввода в действие АЭС в Бушере. Российская сторона выполняет взятые на себя обязательства.
Вопрос: Какие действия намерена предпринимать Россия как участник "шестерки" для снятия напряженности вокруг ядерной программы Ирана?
И.С.Иванов: Россия внесла существенный вклад в выработку предложений, сформулированных "шестеркой" и переданных иранским коллегам. Считаем, что это хорошая основа для переговоров. Выступаем за то, чтобы для их проведения были созданы условия. Сейчас мы ведем консультации, в том числе и в Тегеране, с тем, чтобы снять сохраняющиеся препятствия для начала таких переговоров.


Вопрос: Каковы перспективы выполнения Ираном резолюции 1737 СБ ООН? Как Вы оцениваете деятельность "шестерки" международных посредников?


И.С.Иванов: Что касается резолюции 1737 СБ ООН, то в конце февраля не только истекает срок ее действия, но и необходимо доложить в СБ ООН, как она выполняется. Мы заинтересованы в том, чтобы со стороны МАГАТЭ был представлен такой доклад, который позволил бы дать позитивную оценку. И здесь многое будет зависеть о Ирана.
Второе - "шестерка" это не постоянно действующий механизм. Это механизм, созданный для выработки предложений к переговорам и проведения самих переговоров. Предложения выработаны. А переговоры пока еще не начались. В любом случае исходим из того, что ситуация в регионе, в том числе вокруг ядерной программы Ирана, настолько накалена, что все страны должны воздерживаться от действий и заявлений, которые могут еще больше осложнить ситуацию.


Вопрос: Как Вы считаете, должно ли сохраняться присутствие коалиционных войск в Ираке? Какова главная цель переговоров вокруг ядерной программы Ирана?


И.С.Иванов: Относительно военного присутствия в Ираке позиция России известна. Считаем, что должен быть выработан такой план урегулирования ситуации, который позволил бы определить конкретные сроки вывода оккупационных войск из страны и передачи всей полноты власти законным представителям иракского народа. Сроки и условия вывода должны стать предметом переговоров с властями Ирака. Вместе с тем было бы полезно участие в этих переговорах представителей международного сообщества, включая приграничные с Ираком государства.
Что касается ситуации вокруг ядерной программы Ирана, то она остается напряженной. Главные усилия наших переговоров заключаются в том, чтобы снять эту напряженность и перевести процесс урегулирования в политическое русло. Убеждены, что силового решения ядерной проблемы Ирана нет, а вот если все стороны приложат необходимые усилия, то возможности для политического урегулирования имеются.