Совет Безопасности Российской Федерации

Интервью помощника Секретаря Совета Безопасности РФ А.А.Павлова к 25-летию Совета Безопасности Российской Федерации

11 мая 2017 года

Алексей Анатольевич, терроризм во всех его формах и проявлениях остается одной из самых серьезных угроз безопасности не только для Российской Федерации, но и для всего мирового сообщества.

Какое внимание уделяет Совет Безопасности РФ антитеррористическому направлению?

- При разработке мер по защите национальных интересов Российской Федерации большое внимание уделяется таким вопросам как выявление, предупреждение и ликвидация террористических угроз и конфликтных ситуаций, борьба с международным терроризмом и его проявлениями на территории Российской Федерации, противодействие финансированию терроризма.

Это позволяет своевременно вносить коррективы в государственную политику в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом, минимизации и ликвидации возможных последствий терактов.

- Можно ли рассказать о  результатах этой работы?

В последние годы удалось добиться устойчивой тенденции к снижению террористической активности на территории Российской Федерации.                     В результате реализации комплекса предупредительно-профилактических, оперативно-разыскных и оперативно-боевых мероприятий количество совершенных преступлений террористической направленности за пять лет уменьшилось в десять раз.

С 2012 по 2016 годы в ходе проведения специальных мероприятий и контртеррористических операций на Северном Кавказе при оказании вооруженного сопротивления уничтожено более 1200 бандитов, среди которых 201 бандглаварь. Задержано более 3600 членов бандподполья, склонено к отказу от противоправной деятельности  304 боевика и их пособников.

При выполнении оперативно-разыскных мероприятий изъято более 1500 самодельных взрывных устройств, 6300 единиц стрелкового оружия и около 6 тонн взрывчатых веществ. Своевременно принятыми органами безопасности и правопорядка мерами предотвращено более 300 преступлений террористической направленности.

Теракт в метро Санкт-Петербурга показал, что террористы по-прежнему ставят своей целью совершение терактов на объектах транспортной инфраструктуры?

- За последние годы на территории Российской Федерации совершены террористические акты на объектах железнодорожного, автомобильного, авиационного транспорта и метрополитена. Наиболее резонансными из них являются взрывы, осуществленные террористами-смертниками в Московском метрополитене в 2010 г., в аэропорту Домодедово в 2011 г.,               на железнодорожном вокзале и городском транспорте в г.Волгограде в 2013 г., в метрополитене г. Санкт-Петербурга в апреле 2017 г.

Дополнительные меры по обеспечению безопасности на транспорте и в местах массового пребывания людей стали предметом обсуждения на оперативных совещаниях Совета Безопасности Российской Федерации в               2016 году. По их итогам федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации даны поручения, направленные на совершенствование деятельности в данной сфере, повышение уровня безопасности населения от террористических угроз, обеспечение надежной антитеррористической защищенности объектов  и территорий.

В целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса Президентом Российской Федерации, Советом Безопасности и Правительством принимаются меры правового и организационного характера. Так, Правительством Российской Федерации в апреле т.г. утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов.

Соответствует ли современным реалиям антитеррористическое законодательство Российской Федерации? Есть ли необходимость его ужесточения?

- В настоящее времяантитеррористическое законодательство Российской Федерации позволяет в полной мере противодействовать угрозам и вызовам террористического характера.

В последние годы оно дополнено положениями, позволившими улучшить координацию деятельности субъектов противодействия терроризму, регламентировать применение норм антитеррористической защищенности для различных типов объектов, упорядочить процесс компенсационных выплат и возмещения вреда пострадавшим в результате совершения террористического акта.

Установлена уголовная ответственность в отношении лиц, причастных к террористической и иной экстремистской деятельности на стадии приготовления к совершению преступления; за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности; организацию и подготовку деятельности террористического сообщества и участие в ней, а также за участие в вооруженном формировании на территории иностранного государства.

Ужесточена ответственность за участие в террористической деятельности и за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

 Отменен срок давности за преступления террористической направленности, введена ответственность за распространение экстремистских материалов, за публичное оправдание терроризма в сети «Интернете», пособничество при захвате заложников.

При этом соблюдается баланс и не допускается нарушение прав человека и взятых международных обязательств.

Вместе с тем существующие в законодательстве различных государств противоречия в подходах к проблеме противодействия терроризму и экстремизму, а также применяемые рядом западных стран «двойные стандарты» в оценках деятельности международных террористических организаций, существенно сужает рамки сотрудничества, не позволяет объединить усилия развитых стран мира в борьбе с этим злом.

В этой связи Российская Федерация на всех международных площадках последовательно выступает за гармонизацию международных правовых основ противодействия терроризму, выработку общих подходов к оценке и нейтрализации основных угроз безопасности в данной сфере.

Какие меры принимаются в целях недопущения распространения идеологии терроризма и экстремизма?

- Противодействие распространению радикальной идеологии является одной из основных задач в области профилактики терроризма и экстремизма. Без ее решения стратегическая победа в борьбе с терроризмом - невозможна.

Для ее эффективного решения необходим комплексный подход и участие как органов государственной власти, так и различных институтов гражданского общества, научного и бизнес- сообщества, образовательных структур, общественных и религиозных организаций, а также средств массовой информации.

Основными направлениями работы в данной сфере являются: разъяснение сущности терроризма и его крайней общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия в различных его проявлениях; защита информационного пространства Российской Федерации от проникновения в него любых идей, оправдывающих террористическую деятельность; формирование и совершенствование законодательных основ, способствующих эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

В настоящее время спланированы и реализуются мероприятия по подготовке информационно-разъяснительных радио- и телевизионных передач, проведению бесед в соответствующих аудиториях, социальной реабилитации граждан, отбывших наказание за преступления террористического характера, предупреждению проникновения радикальных течений в систему религиозного образования, выявлению и изъятию из обращения бумажных и электронных носителей информации, содержащих экстремистские метериалы, подготовке педагогов, психологов и социальных работников, специализирующихся на данном направлении, мониторингу общественного мнения и т.п.

При этом основное внимание уделяется работе с молодежью, наиболее подверженной влиянию радикальных идей.

Вместе с тем сохраняются сложности в противодействии идеологии терроризма, распространяемой через сеть Интернет. Они определяются, прежде всего, глобальным и международным характером информационно-телекоммуникационного пространства. Поэтому для пресечения террористической и экстремистской пропаганды в Интернете необходимо развивать международное сотрудничество в этой сфере, создать соответствующую межгосударственную правовую базу, выработать действенные механизмы практической реализации такого взаимодействия, уйти от так называемых «двойных стандартов».

Указанные вопросы неоднократно становились предметом обсуждения на оперативных совещаниях Совета Безопасности Российской Федерации.

Что делается для противодействия финансированию терроризма?

- В Российской Федерации установлена уголовная ответственность физических лиц и административная ответственность юридических лиц за финансирование терроризма.

В целях оперативного реагирования на возникающие в данной сфере угрозы создана Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма, наделенная полномочием принимать решение о замораживании денежных средств или иного имущества организаций или физических лиц при наличии достаточных оснований подозревать их в причастности к террористической деятельности, в том числе к финансированию терроризма, даже при отсутствии оснований для включения таких организаций в перечень экстремистских или террористических.

Россия также активно участвует в международном сотрудничестве по противодействию финансированию терроризма, в том числе в рамках межгосударственного взаимодействия,  деятельности ФАТФ и реализации соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.

В последнее время в связи с динамичным развитием электронных платежных систем, дополнительное внимание уделяется вопросам недопущения их использования в целях финансирования экстремистской и террористической деятельности.

Сегодня наибольшая угроза стабильности в мире исходит от международных террористических организаций, например, ИГИЛ. Какую опасность они представляют для Российской Федерации и что делается для ее нейтрализации?

- О глобальном характере этой угрозы свидетельствует тот факт, что только в 2016 году около 85 стран стали целями террористических атак и испытали на себе их последствия.

Продолжение вооруженного конфликта в Сирии и Ираке, деградация ситуации в Йемени и Ливии, ухудшение обстановки в Афганистане, особенно в его северных провинциях, граничащих с Таджикистаном и Туркменистаном, способствуют нарастанию угрозы распространения терроризма.

Неоднократные факты применения отравляющих веществ и высокотоксичных химикатов международными террористическими группировками свидетельствуют о росте угрозы использования химических и отравляющих веществ в террористических целях на территории Российской Федерации. Это ставит на повестку дня вопрос об упреждающих мерах, направленных на выявление, предупреждение и пресечение доступа террористов к ядерным, радиоактивным, химическим и биологическим материалам.

Наличие указанных угроз национальной безопасности требует адекватных мер противодействия, выработкой которых занимается Совет Безопасности Российской Федерации. Так, по инициативе Президента Российской Федерации  В.В. Путина был выработан дополнительный комплекс мер, направленных на повышение защищенности российских учреждений, объектов и граждан, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также на противодействие внешним угрозам национальной безопасности, возникающим в результате деятельности международных террористических организаций.

Реализация этих мер позволит гибко и своевременно реагировать на вновь возникающие вызовы и угрозы.