Ответы Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации И.С.Иванова на вопросы Российского агентства международной информации «РИА Новости»
23 мая 2007 года
1. Нельзя ли рассказать о «внутренней кухне» вашей работы: чем отличаются вопросы, обсуждаемые секретарями советов безопасности государств - членов ШОС, от тех вопросов, которые входят в компетенцию глав государств, министров обороны и т.д.? Бывают ли у вас экстренные встречи, телефонные переговоры?
Мы работаем на одной «внутренней кухне» в рамках подготовки и выполнения принимаемых государствами - членами ШОС решений и отличаемся разве что акцентами в одних и тех же вопросах. Конечно же, секретари советов безопасности концентрируют свое внимание на тех сторонах проблем, которые касаются обеспечения национальных интересов и безопасности каждой страны - участницы и Организации в целом. Не скрою, иногда возникают вопросы, которые требуют оперативного реагирования, и мы их решаем. При современных коммуникационных возможностях мы не испытываем недостатка в общении.
Хочу отметить, что наши официальные контакты в рамках ШОС по линии советов безопасности проводятся на регулярной основе, в духе уважения позиции каждого. Для достижения такого качества консультаций созданы и эффективно функционируют координационно-консультативные механизмы.
В мае этого года в Бишкеке планируется провести третью встречу секретарей советов безопасности, на которой предполагается обсудить широкий круг вопросов. В частности, речь будет идти о дальнейшем углублении сотрудничества государств - членов ШОС в сфере безопасности на пространстве Организации; о мерах по совместному реагированию на ситуации, ставящие под угрозу мир, стабильность и безопасность в Азиатском регионе; о действиях по реализации решений в области информационной безопасности; о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и др. Мы ведем серьезную подготовку к предстоящей встрече и уверены, что ее результаты будут содействовать повышению эффективности совместных усилий, направленных на обеспечение безопасности наших государств.
2. Как Вы оцениваете характер нынешних угроз и вызовов ШОС и ее государствам - членам в настоящее время? Какие перемены в этом отношении Вы видите в последние год-два?
Конечно, каждое государство сталкивается со своими, порой специфическими, вызовами и угрозами национальным интересам и безопасности. Но есть и общие. К ним относим терроризм, организованную преступность, наркотрафик, торговлю людьми, контрабанду оружия, инфекционные болезни и другие. Все эти проблемы носят трансграничный характер, а поэтому решать их самостоятельно крайне сложно, а порой просто невозможно. Здесь требуются коллективные усилия.
В документах ШОС в качестве основной задачи ставится противодействие «трем злам» - угрозе терроризма, экстремизма и сепаратизма. Я добавил бы еще одно «зло» - незаконный оборот наркотиков, представляющий особую опасность и составляющий финансовую основу первых «трех зол». Важно то, что ШОС позволяет совместно реагировать на ситуации, ставящие под угрозу мир, стабильность и безопасность в регионе. Повышение эффективности Организации на этом направлении будет реальным вкладом в противодействие региональным и глобальным вызовам в интересах международной стабильности.
На перспективы ШОС смотрю с оптимизмом. Организация становится сегодня полновесной и самостоятельной политической структурой в Азиатском регионе, располагающей эффективными механизмами координации усилий по противодействию трансграничным вызовам и угрозам безопасности. Она имеет уникальные возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, культурной и гуманитарной областях.
3. Точка зрения о том, что ШОС - это военный альянс или что она превратится в военный альянс, да еще и направленный против НАТО, в мировых СМИ высказывается постоянно. А как выглядит реальность?
Я бы посоветовал тем, кто так считает, более внимательно изучить принятые в ШОС основополагающие документы, в частности Хартию, а также решения Совета глав государств и других руководящих органов Организации. Все эти документы опубликованы в СМИ, и деятельность Организации прозрачна. Если к этому добавить еще и знание географии, то рассуждения относительно того, что ШОС выступает чуть ли не противовесом НАТО, будут выглядеть по меньшей мере странными.
Государства - члены ШОС - самодостаточные в военном плане государства, обладающие необходимым военным и военно-промышленным потенциалом, который позволяет обеспечивать их безопасность. Задача ШОС состоит в том, чтобы через коллективные механизмы повышать эффективность усилий по сдерживанию негативных тенденций на региональном и глобальном уровнях.
Вопрос о трансформации Организации в военный союз не ставился и никем не ставится. Совместные командно-штабные учения ШОС проводятся для отработки контртеррористических мероприятий. Такие учения под названием «Мирная миссия - 2007» запланированы на июль с.г. и будут проведены в Челябинской области.
4. Афганистан с самого создания ШОС «проходил по Вашему нынешнему ведомству», считаясь прежде всего угрозой. Но вот сейчас ШОС и Афганистан сформировали контактную группу. Чем она занята? Как Вы рассматриваете перспективы ее работы?
Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации занимается отношениями с Афганистаном наряду с другими ведомствами. Ни для кого не является секретом, что ситуация в Афганистане сегодня очень сложная, нестабильная и мало предсказуемая. Не удалось выправить социально-экономическое положение в стране, сохраняются проблемы терроризма, производства наркотиков и их трафика. И ситуация, к сожалению, имеет тенденцию к ухудшению.
В этих условиях Афганистан нуждается в международной поддержке и помощи. Важно найти пути решения существующих проблем. Уверен, что свою позитивную роль могла бы сыграть и ШОС.
Создание Контактной группы ШОС - Афганистан - это лишь первый шаг. Ведем поиск других эффективных механизмов сотрудничества. На мой взгляд, сегодня первостепенной задачей является формирование структуры экономического, научного и культурного взаимодействия ШОС с Афганистаном.
5. В 2004-2005 годах к деятельности ШОС присоединились 4 государства-наблюдателя. Как Вы видите развитие отношений ШОС с ними?
Интерес к Организации высокий и не только в регионе. Тем не менее к вопросу о расширении ШОС необходимо подходить осторожно. Интеграционные процессы требуют прохождения определенных этапов, которые не следует искусственно форсировать. Задача членов ШОС на данном этапе - это не столько расширение, сколько создание условий для повышения эффективности Организации.
В настоящее время статусом наблюдателя обладают Индия, Иран, Пакистан и Монголия. Секретариат ШОС разрабатывает конкретную программу мер по усилению взаимодействия с государствами - наблюдателями в экономической, гуманитарной и других областях.
Что касается полноправного членства в ШОС, то поступающие заявки будут внимательно рассматривать. В любой международной структуре существуют определенные правила и условия расширения, которым должна отвечать как сама Организация, так и страны, подающие заявки на вступление.