Совет Безопасности Российской Федерации

Выступление заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Александра Венедиктова на встрече секретарей советов безопасности государств-членов ШОС

24 июня 2025 года

Уважаемый господин Ван Сяохун,

Уважаемые коллеги,

Присоединяюсь к словам благодарности китайским друзьям за радушие и прекрасные условия для совместной работы.

Сегодняшняя встреча проходит на фоне глубинной трансформации глобальной политики и экономики.

Необратимо продвигается формирование более справедливого многополярного мироустройства. Неуклонно увеличивается число государств, твердо отстаивающих право на собственную модель политического и социально-экономического развития, без диктата и вмешательства извне. Расширяются возможности для обеспечения надежной безопасности и равноправного взаимовыгодного сотрудничества. Движущей силой этих процессов являются страны Глобального Юга и Востока.

Запад, в свою очередь, отчаянно пытается сдержать эту объективную историческую тенденцию, сохранить свое доминирование в мире. Незаконные односторонние санкции, тарифные войны потрясают мировую экономику, провоцируют турбулентность на товарных и финансовых рынках. Усиливается фундаментальная эрозия системы международных отношений, сложившейся по итогам Второй мировой войны, и, как следствие, непредсказуемость и неопределенность в мире.

Уважаемые коллеги,

Нынешний год проходит под знаком 80-летия окончания Второй мировой войны и образования Организации Объединенных Наций. В мае вместе с государствами-членами ШОС, другими дружественными странами мы праздновали юбилейную годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В сентябре разделим радость торжеств по случаю 80-летия Победы китайского народа в Войне сопротивления японской агрессии. Видим в этом общую приверженность памяти об историческом подвиге наших стран во имя мира и спокойствия на земле.

Создание ООН в 1945 году воплотило решимость миролюбивых народов избавить грядущие поколения от бедствий войны. За прошедшие годы Всемирная организация стала уникальным межгосударственным объединением, обеспечивающим мир и безопасность, социально-экономическое развитие, реализацию прав человека.

Россия, как и другие государства-члены ШОС, связывает будущее многополярного мироустройства с центральной координирующей ролью ООН. Разумеется, необходимо адаптировать Организацию к складывающимся реалиям, провести точечные преобразования, которые отражали бы возрастающий вклад развивающихся государств в глобальные дела. Главное – реформирование должно нацеливаться на реальное укрепление ООН с опорой на ее Устав. Особенно важно, чтобы принципы Устава ООН соблюдались добросовестно, во всей их полноте и взаимосвязи. Категорически неприемлема избирательность, чем бы такие попытки ни мотивировались.

Яркий пример политики «двойных стандартов» – украинский кризис. Позиция России в отношении урегулирования на Украине хорошо известна. Устойчивый мир возможен только через полное и необратимое искоренение первопричин конфликта, как это не раз подчеркивал Президент Российской Федерации В.В.Путин. Напомню, что Декларация о независимости Украины от 1991 г. провозглашала ее нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус. В равной степени остаются в силе наши требования о демилитаризации и денацификации Украины, международно-правовом признании территорий, воссоединившихся с Россией, обеспечении всех прав и свобод человека.

Мы готовы к поиску политического урегулирования, что неоднократно демонстрировали на деле, несмотря на явно провокационное поведение Киева. Считаем необходимым констатировать, что за действиями украинских неонацистов стоят западные страны – подлинные авторы проекта «анти-Россия». В его реализации Украина является лишь инструментом, который всегда можно отбросить по ненадобности.

Уважаемые коллеги,

Выражаем крайнюю обеспокоенность опасной эскалацией напряженности на Ближнем Востоке. Решительно осуждаем силовую акцию Государства Израиль против Ирана в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и норм международного права.

Неспровоцированные военные удары по суверенному государству-члену ООН, его гражданам, объектам ядерно-энергетической инфраструктуры категорически неприемлемы.

Израильские атаки были произведены в разгар сессии Совета управляющих МАГАТЭ и накануне очередного раунда непрямых контактов между представителями Ирана и США. Таким образом, оказались подорваны и отброшены назад инициированные с немалым трудом многосторонние усилия, направленные на снижение конфронтации и поиск решений.

Россия также решительно осуждает удары США по ядерным объектам Ирана, предпринятые вслед за израильскими нападениями на Исламскую Республику. Особую тревогу вызывает, что удары осуществила страна, являющаяся постоянным членом Совета Безопасности ООН. Новый виток опасной эскалации чреват дальнейшим подрывом региональной и глобальной безопасности.

Твердо исходим из того, что урегулирование вокруг иранской ядерной программы не имеет военно-силового решения и может быть достигнуто исключительно мирным путем. Надеемся, что именно такой подход в конечном итоге возобладает.

Уважаемые коллеги,

Консолидированный голос ШОС сегодня как никогда востребован в решении проблем глобальной безопасности и стабильности. Активная реализация военно-биологических программ на Украине, в других государствах постсоветского пространства подтверждает необходимость укрепления Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, прежде всего подготовки юридически обязывающего Протокола к ней с эффективным механизмом проверки. Подтверждаем наше предложение о проведении тематических консультаций в рамках ШОС.

Считаем неотложной задачей достижение юридически обязывающих договоренностей о создании соответствующего инструмента по запрету на размещение оружия в космическом пространстве. Признательны государствам-членам ШОС за поддержку и соавторство предложенных Россией тематических резолюций ГА ООН. Рассчитываем на сохранение такой тесной координации и в дальнейшем.

В апреле-мае 2026 г. ожидается проведение Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия. Россия настойчиво выступает против попыток включить в повестку дня политические вопросы, не имеющие ничего общего с задачами нераспространения. Призываем вас к совместному противодействию таким контрпродуктивным планам, чреватым угрозой для самого Договора.

Настроены на углубление взаимодействия в рамках ШОС в обеспечении международной информационной безопасности. Первым шагом стало принятие ГА ООН в декабре 2024 г. Конвенции против киберпреступности. Важно совместными усилиями добиваться, чтобы как можно больше стран присоединились к этому универсальному документу. Церемония подписания Конвенции откроется в октябре этого года в Ханое.

Уважаемые коллеги,

Серьезного внимания требует агрессивная активность Запада на азиатском и азиатско-тихоокеанском направлениях. США с ближайшими союзниками планомерно выстраивают закрытые военно-политические альянсы. Европейцы все шире подключаются к позиционированию НАТО в регионе, в том числе в Центральной и Южной Азии. Цели при этом не скрываются – противодействие России, Китаю и Ирану.

Важное значение придаем нормализации военно-политической обстановки в Сирии, обеспечению ее суверенитета, единства и территориальной целостности. Рассчитываем, что Дамаск предпримет энергичные шаги для пресечения деятельности экстремистских группировок и иностранных террористов-боевиков.

Уважаемые друзья,

В ряду приоритетных задач ШОС на нынешнем этапе выделю повышение ее роли в формировании условий для укрепления мира и безопасности, построения нового мироустройства. Это обоснованно и логично вытекает из впечатляющего совокупного потенциала организации, которая уже объединяет 26 государств-членов, партнеров по диалогу и наблюдателей.

В Астанинской декларации Совета глав государств-членов ШОС от 4 июля 2024 г. подчеркнуто, что взаимодействие в рамках ШОС может послужить основой для создания архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии. Ее социально-экономическим фундаментом могло бы стать Большое Евразийское партнерство на основе кооперации ШОС, ЕАЭС, СНГ, АСЕАН и других региональных организаций, а также сопряжения строительства ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь». Полагаем, что пора совместно заняться разработкой соответствующего концептуального документа.

Общее видение долгосрочных ориентиров дальнейшей эволюции ШОС, определение приоритетных задач и направлений их реализации должно быть отражено в Стратегии развития ШОС до 2035 г., которую имеется в виду представить на рассмотрение глав государств. Важно, опираясь на накопленный опыт взаимодействия, тщательно проанализировать реальное состояние совместной работы, наметить конкретные шаги по ее насыщению и продвижению.

Необходимо сосредоточиться на практической реализации Предложений о совершенствовании деятельности ШОС, утвержденных Решением глав государств в прошлом году. Предстоит скорректировать модальности работы органов ШОС, отраслевых совещаний и рабочих групп, переформатировать взаимодействие с диалоговыми партнерами и наблюдателями. Разумеется, потребуется внести изменения в правовую базу, договориться об увеличении бюджета ШОС.

Приоритетным измерением деятельности ШОС остается борьба с угрозами и вызовами безопасности. В настоящее время разворачивается работа по созданию на базе Региональной антитеррористической структуры Универсального центра (УЦ) в Ташкенте, который будет включать центры информационной безопасности, а также по транснациональной оргпреступности в Бишкеке в качестве отделения УЦ. Кроме того, в Душанбе будет учрежден самостоятельный Антинаркотический центр.

Мы уже долгое время обсуждаем вопрос создания центров. Необходимо переходить от слов к делу. Организация должна соответствовать всему спектру угроз. Исходим из того, что эта работа будет завершена до заседания Совета глав государств-членов ШОС в Тяньцзине.

Считаем крайне важным в переходный период обеспечить бесперебойное функционирование Региональной антитеррористической структуры и других действующих механизмов в сфере безопасности, в том числе совещаний руководителей антинаркотических ведомств и профильных рабочих групп.

Актуальной задачей является реализация Программы сотрудничества в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2025-2027 гг., а также аналогичной программы в области борьбы с экстремистской идеологией на 2026-2030 гг. На внешнем контуре важно последовательно продвигать Конвенцию ШОС по противодействию экстремизму от 2017 г.

Исключительно востребованным остается сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В контексте реализации Антинаркотической стратегии на 2024-2029 гг. поддерживаем предложение о проведении в августе текущего года антинаркотической операции «Паутина». Опираясь на конструктивное шосовское взаимодействие между нашими странами, необходимо и далее продолжать практику проведения мероприятий высокого уровня по линии ШОС и Управления ООН по наркотикам и преступности, а также углублять координацию в рамках Комиссии ООН по наркотическим средствам.

Особое значение для обеспечения региональной безопасности, борьбы с терроризмом, наркотрафиком и преступности на пространстве ШОС имеет ситуация в Афганистане. Выступаем в поддержку развития Афганистана как независимого, нейтрального и мирного государства, свободного от терроризма, войны и наркотиков.

Сегодня координация работы на афганском направлении осуществляется в рамках таких региональных площадок, как Московский формат консультаций, механизм стран-соседей и других. Большинство государств-членов ШОС планомерно сотрудничают с Афганистаном в двустороннем формате. Как известно, в России приостановлен запрет на деятельность Движения талибов, что открывает дорогу к налаживанию полноценного партнерства нашей страны с Кабулом.

Пора, на наш взгляд, подумать о «размораживании» отношений ШОС с Афганистаном, начав с возобновления работы соответствующей Контактной группы.

В русле принципиальной линии, неоднократно заявленной на высшем уровне, государства-члены ШОС должны внести вклад в усилия международного сообщества по обеспечению мира и развития в Афганистане. Разумеется, всю полноту ответственности и основное бремя за постконфликтное восстановление этой страны должны нести западные страны во главе с США.

Уважаемые коллеги,

Подготовка заседания Совета глав государств-членов ШОС 31 августа – 1 сентября в Тяньцзине вступает в завершающую, наиболее ответственную стадию. Для рассмотрения готовится солидный пакет документов и решений.

Уверены, что в тесном взаимодействии, руководствуясь конструктивным подходом, совместными усилиями удастся обеспечить нужное содержательное наполнение саммита.

Российская сторона продолжит оказывать поддержку китайскому председательству в реализации намеченных планов.

Благодарю за внимание.

Секретари Советов Безопасности на ШОС
Секретари Советов Безопасности на ШОС