Совет Безопасности Российской Федерации

Интервью Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева:"Армия у нас есть! Кто претендует на наши земли и как близко подошло НАТО?" (издание "Аргументы и Факты", №7 от 17 февраля 2010 года)

17 февраля 2010 года

Автор: Андрей Колосов

«AиФ»: - Николай Платонович, создаётся впечатление, что с некоторых пор 23 февраля стали воспринимать не как праздник, а как ещё один нерабочий день...

Николай Патрушев: - 23 февраля - День защитника Отечества - это всенародный праздник, олицетворяющий ярчайшие страницы боевой летописи России. Вряд ли в нашей стране можно найти такую семью, в которой не было бы человека, имеющего или имевшего отношение к вооружённой защите Родины и обеспечению её безопасности. Даже из самого названия праздника следует, что в этот день чествуют не только военнослужащих Министерства обороны, но и всех людей в погонах, стоящих на защите Родины. Особенностью предстоящего Дня защитника Отечества является то, что он отмечается в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Особые слова благодарности - ветеранам, которые подают достойный пример молодому поколению. Россия противостоит любым попыткам искажения истории Великой Отечественной войны, отстаивает правду о решающем вкладе нашей страны в победоносное окончание Второй Мировой войны. Продолжая славные традиции, российские военнослужащие с честью несут службу по защите интересов России и обеспечению её безопасности.

«AиФ»: - Каковы сегодня реальные военные угрозы России?

Н. П.: - 5 февраля 2010 года Президент России Дмитрий Медведев утвердил новую Военную доктрину. В ней в концентрированном виде нашли своё отражение военные опасности и возможные военные угрозы для страны.

Результаты анализа военно-политической обстановки в мире и перспективы её развития показывают, что вероятность развязывания крупномасштабной агрессии против России минимальна. Вместе с тем вызывают тревогу действия Североатлантического альянса по продвижению военной инфраструктуры блока к нашей границе, в том числе планы размещения элементов ПРО в Восточной Европе.

Распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового поражения, международный терроризм - это также факторы, дестабилизирующие военно-политическую обстановку в мире. Негативное воздействие оказывают угрозы, исходящие с территории Ирака и Афганистана, и некоторые другие конфликты.

Мобильная армия

«AиФ»: - Если уж речь зашла о конфликтах... Какие уроки были вынесены из конфликта в августе 2008 года с Грузией?

Н. П.: - Опыт первой и второй чеченских кампаний, операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года подтвердили назревшую необходимость преобразований наших Вооружённых сил - ядра обеспечения обороны страны.

В сентябре 2008 года Дмитрий Медведев утвердил их новый облик на перспективу до 2020 года. Нам нужны мобильные, современные, эффективные Вооружённые силы, способные адекватно реагировать на актуальные и вновь возникающие угрозы. В этих целях, например, в Сухопутных войсках сформировано 85 бригад постоянной готовности, которые должны быть укомплектованы по штату военного времени и готовы к выполнению задач по предназначению, в Военно-воздушных силах - 11 бригад воздушно-космической обороны и 33 авиационные базы. Такие же преобразования коснулись Военно-морского флота, Ракетных войск стратегического назначения, Космических и Воздушно-десантных войск.

Помимо этого, будет продолжено оснащение армии самыми современными средствами вооружения и техники, в том числе беспилотными летательными аппаратами, вертолётами, высокоточным оружием и оружием на новых физических свойствах, средствами разведки, связи.

Следует отметить, что структурные реформы неотделимы от работы по повышению престижа военной службы, уровня морально-психологической подготовки и социальной защищённости военнослужащих и членов их семей. Руководство страны принимает для этого все необходимые меры.

Реакция на угрозу

«AиФ»: - Существуют ли сегодня территориальные претензии к России и каковы в таких ситуациях наши действия?

Н. П.: - К сожалению, некоторые государства поднимают такие вопросы. Так, можно упомянуть о претензиях Японии к России в отношении островов Итуруп, Кунашир и Малой Курильской гряды. Именно это обстоятельство не позволяет до настоящего времени заключить между нашими странами мирный договор. Всё чаще звучат заявления о неправомерности постановления ВЦИК 1926 года, которым была установлена граница полярных владений России. В Германии и Литве периодически возобновляется дискуссия вокруг Калининградской области. Остаётся неурегулированным вопрос о разграничении сфер хозяйственной деятельности на море между Россией и Норвегией. Всё это может привести к возникновению пограничных инцидентов и дальнейшим нежелательным последствиям. Также заходят разговоры о попытке пересмотров итогов Второй мировой войны. Мы считаем это недопустимым.

Что касается наших действий по парированию территориальных претензий, то мы намерены строго придерживаться положений Устава ООН, норм международного права, а также федерального законодательства. Россия будет принимать все возможные меры по защите суверенитета и территориальной целостности государства.

«AиФ»: - Чем Россия конкретно отвечает на расширение НАТО на восток и на действия по размещению элементов американской ПРО в Восточной Европе?

Н. П.: - За последние 20 лет мы слышали немало слов в отношении политики «открытых дверей» НАТО, которая якобы не создаёт угрозы безопасности России. Однако расширение НАТО предполагает «военное освоение» территорий вступающих в альянс государств, например ведение воздушного патрулирования, модернизацию аэродромов, а также других объектов военной инфраструктуры. Это не может не учитываться, в том числе в нашем оборонном планировании.

Есть такой принцип, который гласит, что реакция на угрозу должна быть адекватна степени её серьёзности. Если говорить о возможном сотрудничестве в области ПРО, то сначала необходимо провести совместную оценку возникающих ракетных угроз, и, в случае реальности их возникновения, можно будет рассмотреть и совместные военно-технические способы реагирования. Но начинать с военных способов реагирования политически неверно и экономически затратно.

Ещё раз подчеркну, что основные направления военной политики России на период до 2020 года отражены в новой Военной доктрине, и в рамках её реализации мы будем делать всё для укрепления обороноспособности нашей страны и обеспечения её безопасности.

В заключение хочу ещё раз поздравить всех ветеранов, военнослужащих и членов их семей с наступающим праздником и пожелать им счастья, крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях.