Совет Безопасности Российской Федерации

Заседание Совета Безопасности Российской Федерации

21 ноября 2012 года

21 ноября 2012 года под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации. Основная тема - выработка мер по обеспечению национальной безопасности и защите российских экономических интересов на начальном этапе функционирования экономики России в рамках Всемирной торговой организации.

* * *

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить крайне значимую и многоплановую тему - обеспечение национальной безопасности и наших экономических интересов на начальном этапе нашего полномасштабного членства во Всемирной торговой организации.

Присоединение к ВТО можно без преувеличения назвать важнейшим событием года. У нас процесс присоединения продолжался, как вы помните, 18 лет. Не знаю, по-моему, Китай и то меньше вёл переговоры: где-то лет 16-17.

Мы последовательно шли к этой цели, без спешки, хочу обратить на это внимание, - имея в виду необходимость обеспечения наших экономических интересов; долго спорили с нашими партнёрами, защищая наши интересы. Но есть и угрозы, есть и преимущества, и мы теперь по максимуму должны использовать преимущества этого шага, при этом ясно видеть, понимать риски и проблемы, которые у нас возникают в связи с присоединением к Всемирной торговой организации.

Несмотря на неплохие макроэкономические показатели последних лет, мы всё ещё уступаем развитым странам с развитыми экономиками по производительности труда и энергоэффективности. Основные фонды многих предприятий нуждаются в обновлении, а выпускаемая продукция зачастую не отвечает современному уровню ни по качеству, ни по стоимости, по цене.

И вступление во Всемирную торговую организацию - это, конечно, серьёзный вызов для нашей конкурентоспособности в целом и для предприятий, о которых я только что упомянул. Но именно поэтому мы рассчитываем, что присоединение к ВТО станет стимулом для модернизации национальной экономики, для улучшения делового климата в стране, в среднесрочной перспективе позволит России занять более выгодные позиции в системе международного разделения труда, повысить привлекательность нашего рынка для вложения капиталов и прямых инвестиций.

Хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, реализовать преимущества вступления в ВТО мы можем только за счёт целенаправленной, эффективной, согласованной политики. Речь идёт об активном продвижении отечественной продукции на рынки других стран, о масштабном привлечении иностранных инвестиций под создание новых производств, причём ориентированных не только на внутренний рынок, но и, разумеется, на мировые рынки, на экспорт.

В ХХI веке большинство товаров выпускается в рамках межстрановой производственно-сбытовой кооперации, производственно-сбытовых цепочек. Нам нужно встроиться в эти цепочки, в те звенья, которые привносят высокую добавленную стоимость.

Отмечу и то, что, будучи членом ВТО, мы сможем полноценно участвовать в формировании международных правил торговли, а значит, наравне с другими странами - членами ВТО получать для своих товаров удобный национальный режим на внешних рынках. Наконец, у нас появится дополнительная возможность отстаивать свои интересы в органах Всемирной торговой организации по решению споров, в ходе решения споров. Очевидно и то, что вступление в ВТО не означает отказ от политики поддержки национальной экономики.

Вместе с тем здесь потребуются более сложные, более гибкие инструменты регулирования, включая широкое применение защитных, компенсационных и антидемпинговых мер, тем более что наш бизнес нередко жалуется на излишнюю длительность процедур и нерешительность уполномоченных структур по принятию защитных шагов. И здесь нам, конечно, можно и нужно поучиться у так называемых старожилов Всемирной торговой организации. Они действуют очень изощрённо и ничего не нарушают.

Мы должны понимать, что первоначальный этап работы в рамках ВТО потребует серьёзной адаптации нашей экономики и к новому уровню конкуренции, и к более высокой степени открытости нашего национального рынка. В краткосрочной перспективе возможны и определённые сложности, особенно сейчас, когда темпы роста мировой экономики замедлились.

Сегодняшнюю ситуацию на глобальных рынках характеризуют низкий спрос и низкая инвестиционная активность. Поэтому существует риск, что мы не сможем получить быстрые позитивные результаты от участия в ВТО. Кстати, именно наша эффективная политика в сфере привлечения инвестиций может частично компенсировать негативное влияние глобальной стагнации.

Тем не менее из-за кризисных тенденций на глобальных рынках усилились риски, связанные с взятыми нами на себя обязательствами, прежде всего это касается обязательств по снижению импортных пошлин на ряд товаров.

Уважаемые коллеги! Я хочу напомнить и думаю, что и те, кто не имеют прямого отношения к экономике, тоже понимают: когда мы вели переговорный процесс и когда он уже находился в завершающей стадии, мы прекрасно отдавали себе отчёт в том, в какую стадию, в какую рецессию может вползти мировая экономика. И мы прекрасно понимали, что наши партнёры по многим позициям отступили, идя нам навстречу, именно понимая так, как и мы, эти обстоятельства, стараясь гарантированно выйти на наши рынки. Мы сознательно пошли на эти риски.

И, в целом, хочу отметить, мы вступили в ВТО на гораздо более привлекательных условиях, чем многие наши соседи и партнёры, но от этого риски, связанные с мировой рецессией, не уменьшились. Мы в ходе переговоров сделали всё необходимое, чтобы дать возможность отечественным компаниям приспособиться к новым условиям работы. Тем не менее есть определённые отрасли, в которых могут возникнуть особые проблемы, прежде всего для некоторых секторов животноводства, сельхозмашиностроения, автомобилестроения, лёгкой и пищевой промышленности, фармацевтики, производства медоборудования.

Также подчеркну, что в условиях глобального кризиса участие России в ВТО может создать дополнительные сложности в отдельных регионах со слабо диверсифицированной экономикой, например в моногородах. Закрытие убыточных, неэффективных предприятий, особенно крупных, способно увеличить безработицу, и это уже социальные риски. Возможно и снижение поступления в региональный бюджет. В конечном счёте может увеличиться разрыв между территориями по уровню социально-экономического развития, это серьёзный вызов. Все эти риски и негативные последствия мы должны минимизировать, защитить интересы наших граждан.

Мы говорили об этом с вами, уважаемые коллеги, ещё год назад и ещё в прежнем составе Правительства. Вместе с прежней Администрацией мы начали вырабатывать целый комплекс мер по снижению этих рисков, о которых мы сегодня с вами собрались поговорить.

Правительство должно разработать план действий по адаптации отдельных отраслей экономики к условиям членства России в ВТО. Часть из этих мер уже реализована. Но, подчеркну, это только первые шаги. Нужно на всех уровнях власти тщательно анализировать ситуацию, вычленять системные отраслевые, региональные проблемы и оперативно их решать.

И конечно, надо очень серьёзно подойти к созданию институциональной структуры и механизмов как защиты, так и продвижения российских интересов, в том числе в рамках органа по рассмотрению споров в ВТО.

На что хотел бы в этой связи обратить внимание. Первое. Необходимо всесторонне оценить последствия присоединения к ВТО для отечественного рынка труда. На протяжении последних 10 лет уровень безработицы в России постоянно снижался. Даже в самое тяжёлое время, в кризисный 2009 год, он составил всего 8,4 процента, а сегодня не превышает 5,2 процента экономически активного населения.

Нам необходимо сохранить эти положительные тенденции, не допустить падения уровня занятости в моногородах и в тех регионах, где концентрируются крупные предприятия отраслей, входящих в обозначенную выше группу риска. Минтруду, ведомствам экономического блока следует провести комплексный анализ последствия присоединения России к ВТО для отечественного рынка труда и уже в ближайшие месяцы представить конкретные предложения о снижении негативных эффектов.

Второе. Вновь повторю, мы отстаивали и, безусловно, будем отстаивать интересы наших производителей. Так поступают практически все наши партнёры, все страны Евросоюза, Штаты и другие страны - члены ВТО. И мы, в свою очередь, должны выработать комплекс долгосрочных мер, направленных на поддержку ключевых отраслей экономики, причём такие меры должны быть приняты как на федеральном, так и на региональном уровне.

Но, хочу подчеркнуть, поддержку должны получать в первую очередь и главным образом лучшие производственные практики, только эффективные предприятия и только конкурентоспособные образцы продукции, имеющие перспективу. Консервировать технологическую отсталость, некачественные, низкооплачиваемые рабочие места - это путь в тупик. Здесь нужно решать другие вопросы, вопросы социального характера.

Третье. Вступление России в ВТО требует совершенствования работы всех ведомств экономического блока, как я уже говорил - нового качества нашей экономической дипломатии. Задача российских торговых представительств - чётко отслеживать ситуацию на внешних рынках, сигнализировать о недружественных действиях в отношении отечественных компаний. В свою очередь, Минэкономразвития, Минпромторг, Министерство иностранных дел должны принимать меры по устранению дискриминационных санкций в отношении наших производителей.

Принципиальный момент: вся основная информация о работе нашей экономики в рамках ВТО должна быть открытой, доступной для национального бизнеса. В этой связи прошу Минэкономразвития организовать выпуск электронного информационно-аналитического бюллетеня по вопросам ВТО и размещать материалы на своём официальном сайте.

Далее. Четвёртое направление, тесно связанное с третьим, - это подготовка кадров, способных квалифицированно защищать интересы российских предприятий в новых условиях и активно участвовать в работе ключевых структур ВТО.

Какими критериями должны обладать кандидаты, которые будут работать на этом направлении? Вот об этом мы тоже должны с вами сегодня поговорить. Хотел бы услышать мнение представителей Минэкономразвития и МИДа.

И, наконец, пятое. Россия будет и дальше интегрироваться в мировую экономику. Так, мы ведём переговоры по вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития, рассчитываем стать её полноправными участниками уже в ближайшее время. И это тоже надо иметь в виду на перспективу.

Уважаемые коллеги! Решение вышеперечисленных задач потребует системной и скоординированной работы всех ветвей власти, субъектов Федерации, деловых кругов и общественных организаций. Не сомневаюсь, что такое взаимодействие будет налажено.

Ещё раз подчеркну, наше присоединение к ВТО имеет множество преимуществ как тактических, так и стратегических, стимулирует развитие экономики и способствует повышению качества жизни граждан. Но мы должны и будем максимально страховаться от потенциальных рисков, надёжно обеспечить безопасность государства и наших граждан. Безусловно, это вопрос комплексный, затрагивающий интересы и возможности многих ведомств, поэтому мы и договорились сегодня собраться именно в таком широком составе и поговорить на эту тему в рамках Совета Безопасности.

Давайте начнём работать.