Совет Безопасности Российской Федерации

Интервью Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева: «Оранжевая» революция в России не пройдет» («Комсомольская правда» от 18.12.2012 г.)

18 декабря 2012 года

Секретарь Совета безопасности РФ рассказал, с какими угрозами и вызовами сталкивается сейчас Россия

Перед началом моей беседы с Патрушевым в его рабочем кабинете Николай Платонович взглянул на календарь и сказал:

- Cкоро 20 декабря - День работника органов безопасности. Пользуясь возможностью, хочу поздравить через «Комсомолку» сотрудников и ветеранов спецслужб с профессиональным праздником. Все мы знаем, что Россия живет в условиях, когда постоянно возникают новые вызовы и угрозы. Наращивают свою деятельность экстремистские силы и международный терроризм, активизировались иностранные разведслужбы. И всему этому надо противодействовать профессионально, умно, системно и эффективно. Так что нашим органам безопасности работы хватает! Ведь защита национальных интересов России была, есть и будет их главной задачей. Желаю всем сотрудникам и ветеранам органов госбезопасности крепкого здоровья, семейного благополучия и новых успехов в укреплении безопасности Отечества.

КАК ИЗМЕРЯЕТСЯ ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ?

Виктор БАРАНЕЦ (ВБ): - Николай Платонович, а как в Совбезе оценивают состояние национальной безопасности России? Какие для этого есть «инструменты»?

Николай ПАТРУШЕВ (НП): - Ежегодно Совет Безопасности готовит доклад Президенту России по этому вопросу. В разработке документа участвуют министерства и ведомства «силового» блока - ФСБ, МВД, СВР, Минобороны, МИД, ряд федеральных служб, ведущие министерства в сфере социально-экономического развития. Каждая из этих структур определяет опасности для России на своем участке - политические, экономические, военные, информационные и тд. И заодно - предлагает конкретные меры противодействия угрозам на своем направлении.

ВБ: - А как сегодня СБ оценивает ситуацию с безопасностью в России?

НП: - Как стабильную.

ВБ: - И на чем же строится такой вывод?

НП: - На фактах. Возьмем такой важный показатель как уровень безработицы (доля от экономически активного населения) в стране. А ведь это тоже фактор безопасности. Сегодня эта цифра не превышает 5,2%, что меньше, по сравнению с прошлым годом.

ВБ: - Но не мне Вам рассказывать о другом важном факторе, который серьезно влияет на внутреннюю безопасность России и стабильность в ней - об уровне жизни народа. А тут часто слышишь - «богатые богатеют, а бедные беднеют». Во всяком случае такие голоса раздаются из стана оппозиции...

НП: - Давайте опять обратимся к фактам. Есть такой показатель - децильный коэффициент. Это соотношение доходов 10% наиболее богатых к доходам 10% наименее обеспеченного населения. В прошлому году по экспертным оценкам он составлял около 16. Сейчас этот показатель медленно, но уверенно начал снижаться. И говорит это о том, что социальное расслоение по крайней мере не растет.

ВБ: - Но ведь стабильное состояние безопасности России зависит еще и от уровня национальной обороны. Как Совбез смотрит на эту проблему?

НП: - Это стратегический вопрос. Сегодня мы видим беспрецедентное внимание государства к состоянию армии, оснащению ее самыми современными образцами вооружений и военной техники. На эти цели запланировано более 20 триллионов рублей до 2020 года! Президент поставил задачу довести уровень обеспечения армии современными образцами вооружений до 70% к 2020 году. Надо сделать все, чтобы эта задача была выполнена. Оборона - это наш стратегический национальный приоритет.

ВБ: - Раз уж мы заговорили про армию, то как Вам новый министр обороны?

НП: - Сергея Шойгу я знаю давно. Это опытный руководитель. У него хорошо получалось, когда он руководил МЧС. Надеюсь, что у него будет так же и в этом министерстве. Он получил четкие задачи Верховного Главнокомандующего: лучшее в реформе развивать, ошибки исправлять. Ни один из руководителей не застрахован от просчетов. Но их надо устранять своевременно.

УГРОЗЫ ПОД КОЛПАКОМ

ВБ: - Как в СБ оценивают сегодня уровень террористических угроз?

НП: - Ситуация здесь остается достаточно напряженной. И требует серьезного внимания органов безопасности. Надо учитывать, что у нас в 2013 году - летняя Универсиада в Казани, а в 2014-м зимние Олимпийские игры в Сочи. Мы начали готовиться заблаговременно. Создан и действует оперативный штаб по обеспечению безопасности олимпийских Игр, активно работает Национальный антитеррористический комитет, во всех регионах России проводятся командно-штабные и тактико-специальные учения, отрабатываются алгоритмы действий ведомств по нейтрализации террористических угроз, осуществляется комплекс и других спецмероприятий, в том числе профилактического характера. И результат уже есть - число противоправных акций террористического характера уменьшается.

ВБ: - Судя по сообщениям с российского юга, терроризм и бандподполье на Северном Кавказе еще окончательно не «выкорчеваны». Хотя вроде становится тише. Как там ситуация?

НП: - По данным Национального антитеррористического комитета с 2009 года по настоящее время количество преступлений террористической направленности в регионе (подрывы и обстрелы представителей силовых структур и органов власти) сократилось примерно в 3 раза.

ВБ: - Несколько лет назад мы говорили о бандподполье на Северном Кавказе, как о хорошо организованной структуре с единым руководством. Что изменилось?

НП: - Изменилась их тактика. Сейчас действуют небольшими и разрозненными бандгруппами, которые зачастую сложнее выявить и нейтрализовать деятельность.

ВБ: - На что главным образом нацелена "работа" таких бандгрупп сегодня?

НП: - Прежде всего они стремятся дестабилизировать общественно-политическую обстановку в Северо-Кавказском регионе и взять под контроль наиболее доходные сферы бизнеса.

ВБ: - О противодействию бандподполью Вы только что сказали. А что пока не удалось?

НП: - Пока не удалось в должной мере устранить причины и условия, способствующие их преступной деятельности: надежно перекрыть каналы финансирования и поставки оружия, а также эффективно противодействовать процессу втягивания молодежи в бандгруппы.

Этому способствует низкий уровень социально-экономического развития региона, высокая безработица, проблемы межнациональных отношений, а также негативное влияние радикального ислама.

ВБ: - И как решаются эти проблемы?

НП: - Проводится информационно-пропагандистское противодействие идеологии терроризма и экстремизма.

Совершенствуется образование и воспитание молодежи, укрепляется межнациональное и межконфессиональное согласие. К этой работе все активнее подключаются представители гражданского общества, бизнеса, СМИ и религиозные деятели. Эта деятельность может быть успешной, если произойдут позитивные изменения в экономической сфере. Здесь на первом месте - трудовая занятость населения, повышения уровня его благосостояния. Многое уже сделано.

ВБ: - Раз уж мы говорим о кавказском регионе, то хочу спросить Вас и о Грузии. Там появились новые лидеры в руководстве. Но призывы к тому, чтобе вернуть Абхазию и Южную Осетию в лоно Грузии все еще раздаются. В том числе и силовым способом. Это несет какую-то угрозу для интересов России? И надо ли восстанавливать отношения?

НП: - Сейчас в самой Грузии сохраняется сложная политическая обстановка. Большое влияние оказывают США и НАТО. Видны противоречия между Премьер-министром Иванишвили и Президентом Саакашвили. Они должны решить свои внутренние проблемы, определиться, кому из них отведена какая роль. Один из них говорит, что заинтересован в восстановлении отношений с Россией, другой - таких высказываний не делает. По ряду других вопросов их позиции совпадают, например, оба заявляют, что их цель - вступление Грузии в НАТО и ЕС.

Наши народы исторически близки, долгое время жили в едином государстве, активно сотрудничали. Руководство Грузии начало войну против республик Абхазия и Южная Осетия, где проживает много российских граждан, что создало серьезные межгосударственные противоречия.

Мы готовы к диалогу, к сотрудничеству, но должны ориентироваться не только на заявления, но и на реальные шаги грузинского руководства, которые они должны сделать первыми. К сожалению, они пока не говорят о том, что не будут применять силу в отношении Абхазии и Южной Осетии - независимых государств, признанных Россией.

КОГДА ВАШИНГТОН НЕ СЛЫШИТ МОСКВУ

ВБ: - Недавнее переизбрание Барака Обамы президентом США на второй срок может привести к каким-то новациям в мире и в перезагрузке российско-американских отношений? и как скажется принятие «закона Магнитского»?

НП: - Не думаю, что переизбрание Президента США существенно повлияет на соотношение сил в мире. Что касается российско-американских отношений, то предстоящие четыре года в целом позволяют рассчитывать на продолжение той позитивной динамики, которой удалось достичь в последнее время.

Например, подписан новый Договор о СНВ, ряд важных двусторонних соглашений, в том числе «О сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии». Администрация Обамы содействовала в процедуре вступления России к ВТО. Очевидно, что в интересах и России, и США - дальнейшее развитие двусторонних экономических связей.

Кроме этого, в предвыборный период президентской кампании в США можно было еще раз убедиться, что их общество политически не однородно. Так, кандидат Ромни заявил, что Россия - геополитический враг № 1. Обама же начал перезагрузку российско-американских отношений.

Что касается «закона Магнитского». Как вы знаете, недавно была отменена поправка Джексона-Вэника, что, кстати, экономически выгодно для США. Взамен республиканцы предложили принять закон «Магнитского», который не отвечает интересам развития российско-американских отношений. В политических верхах США идет борьба и этот «закон Магнитского» является одним из ее элементов. Республиканцы действуют агрессивно и в случае прихода Ромни к власти наши отношения могли бы быть значительно хуже.

На «закон Магнитского» со стороны России также будут приняты симметричные ответные меры.

ВБ: - В нашем обществе нередко спрашивают, почему американцы, которые развязали войну в Югославии, Ираке, Ливии, до сих пор не закрыли тюрьму в Гуантанамо, учат нас демократии и правам человека? Какое они имеют для этого моральное право?

НП: - Не знаю, зачем они взяли на себя роль учителя. Действительно, к ним много вопросов. Но надо отдать им должное, они умеют воздействовать на умы и убеждения своих партнеров.

Например, в посольстве России в Японии мне рассказали, что по социологическим опросам, 40% японцев считают, что атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки сбросил Советский Союз! США же в этом списке вероятных агрессоров занимают только седьмое место.

КТО РОЕТ НОВЫЕ ОКОПЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»?

ВБ: - А российско-американские споры вокруг европейской ПРО США по-прежнему в тупике?

НП: - По вопросам ПРО Россия ведет активный диалог не только с США, но и с другими странами НАТО. Мы не раз обращали внимание наших западных коллег на то, что развитие ситуации в этой сфере не должно вести к нарушению существующего стратегического баланса. Стремимся договориться о предоставлении нам четких, юридически обязывающих гарантий ненаправленности средств ПРО против российских средств ядерного сдерживания. Призываем к совместной разработке и принятию военно-технических критериев, позволяющих контролировать выполнение таких гарантий.

ВБ: - И что в итоге?

НП: - В итоге желаемых результатов это работа до сих пор не принесла. Строительство противоракетной системы США, содержащей потенциальную угрозу для безопасности России, продолжается.

ВБ: - И к чему такая ситуация может привести?

НП: - К тому, что Россия будет вынуждена искать адекватное противодействие. В виде современных ракетных систем, которые преодолевают любую ПРО. Мировое сообщество видит: США, а не Россия являются инициаторами этого процесса.

РАКЕТАМ В УТИЛЬ РАНО

ВБ: - А могут ли ведущие страны, обладающие ядерным оружием, включая, разумеется, США и Россию, отказаться от него? Что-то американцы стали все чаще «проталкивать» этот вопрос... Не парадоксально ли это?

НП: - Тут вот в чем дело. Мы должны смотреть на то, какое оружие в конкретный период времени является эффективным. В недавнем прошлом это - только ядерное оружие и его обладатель несомненно доминировал. Сейчас активно разрабатывается высокоточное оружие, оружие на новых физических свойствах. И США в этих исследованиях преуспели, а мы, к сожалению, в свое время не уделяли этим направлениям должного внимания. Сейчас уже созданы российские новейшие разработки, однако, мы должны учитывать наличие этого нового оружия у США и других стран в целом.

По этой причине руководство США, похоже, переосмысливает роль стратегического ядерного оружия в реализации своей геополитической идеи мирового господства.

По сути, только ядерный арсенал других стран является в настоящее время эффективным средством сдерживания.

ВБ: - А как относится Россия к идее «полного и всеобщего» ядерного разоружения?

НП: - Для обеспечения военной безопасности России в современных условиях ядерное оружие приобретает особое значение. Это крайне серьезный фактор, сдерживающий потенциальное развязывание любой новой крупномасштабной войны.

Достаточно давно стало понятно, что роль ядерного оружия в современном мире не военная, а политическая. Последствия даже ограниченного его применения настолько фатальны, что делают это совершенно невозможным.

При этом мы знаем и понимаем, что ядерное оружие ведущих западных стран нацелено, в основном, на Россию. В этих условиях и в связи с недостаточной мощью российских сил общего назначения сохранение ядерного потенциала России является приоритетной задачей.

ВБ: - Если сегодня возникнет военная угроза для России, при каких условиях она будет применять ядерные ракеты?

НП: - Порядок применения ядерного оружия указан в Военной доктрине России. В ней рассматривается возможность его использования при отражении агрессии с применением обычных средств поражения не только в крупномасштабной, но и в других видах войн. Кроме того, предусматривается возможность применения ядерного оружия в зависимости от условий обстановки и намерений вероятного противника. А в критических для национальной безопасности ситуациях не исключается нанесение, в том числе, и упреждающего ядерного удара по агрессору.

АФГАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ВБ: - Как известно, США и их союзники собираются в 2014 году начать вывод своего воинского контингента из Афганистана. Как это может сказаться на ситуации в том регионе, да и в России?

НП: - Пока мы не располагаем конкретной информацией от наших партнеров, как именно они планируют действовать в 2014 году. Нужна полная ясность относительно мандата и задач возможной будущей операции НАТО в Афганистане. А она может быть учреждена по решению Совета Безопасности ООН и после того, как международные силы содействия безопасности (МССБ) отчитаются перед этим органом о выполнении своего текущего мандата. Сохранение в Афганистане долгосрочного иностранного военного присутствия для России неприемлемо. Вот почему мы считаем важным полноценное участие России не только в дискуссиях по будущему Афганистана после 2014 года. Масштабы угроз терроризма и наркопреступности, исходящих, в первую очередь с территории Афганистана, по-прежнему велики.

Что же касается заявленного завершения вывода американского воинского контингента из страны в 2014 году, то не все так однозначно. Несмотря на проводимое его сокращение, Вашингтон планирует закрепить свое долгосрочное военное присутствие в стране и после 2014 года. Как минимум, - на 10 лет. Поэтому полагаю, что наши партнеры должны предоставить четкий план: какие базы, на какой срок они оставляют, какое будет их правовое положение - это должно быть закреплено в мандате СБ ООН на новую операцию.

ВБ: - И сколько же штыков США там останется?

НП: - По разным оценкам, численность частей, которые Пентагон предполагает сохранить в Афганистане, не менее 30 тыс. человек.

ВБ: - А как же афганская армия, которую США уже много лет готовят?

НП:- Местная армия и полиция не способны в полной мере обеспечить безопасность, более того, значительные афганские территории находятся вне их контроля. Приведу конкретные цифры. По недавним оценкам экспертов Минобороны США, в настоящий момент только 7 % всех частей афганской армии и 9 % частей афганской полиции имеют достаточный уровень подготовки, чтобы действовать самостоятельно при минимальной поддержке контингента международных сил содействия безопасности.

ВБ: - Но тем не менее, Россия ведь тоже, пусть и по-своему, участвует в афганском урегулировании?

НП: - Что касается оказания нашего содействия в интересах восстановления и стабилизации Афганистана, то российская помощь оказывается Кабулу не только на двусторонней основе. Мы активно работаем по этой проблеме с нашими партнерами в ОДКБ, других международных организациях. Заинтересованы в установлении контактов ОДКБ и НАТО в разрешении ситуации в Афганистане. Россия продолжит оказывать невоенное содействие операции МССБ, обеспечивая бесперебойный воздушный и железнодорожный транзит через российскую территорию.

СИРИЙСКИЙ УЗЕЛ

ВБ: - У Москвы и Вашингтона разные взгляды и на ситуацию в Сирии, на тамошнюю власть, на оппозицию...

НП: - Оппозиционные силы там разрознены, не объединены. Сейчас США определились, кого будут поддерживать. Это - национальная коалиция сил сирийской революции и оппозиции, которая имеет мало чего общего с тем, что происходит сейчас в стране, поскольку находится вне пределов Сирии.

Достичь мира без участия действующей власти невозможно. И даже если теоретически представить, что Асад может оставить свой пост, то это ему не позволит сделать его окружение.

Мы заинтересованы в том, чтобы в стране прекратилось кровопролитие, нормализовалась обстановка. Необходимо проводить переговоры действующего руководства страны с оппозицией. А то, что сейчас там происходит, напоминает ливийский сценарий, где до сих пор нет порядка и высока вероятность раскола страны. Та же перспектива возможна и в Сирии.

ПОЛЕ БОЯ - ИНФОРМАЦИЯ

ВБ: - Совет Безопасности России, другие федеральные ведомства уже не раз говорили миру о необходимости выработать единые правила поведения в информационном пространстве. В какой стадии находится эта работа сейчас?

НП: - Вместе с усилением влияния информационных технологий на процессы, происходящие в современном мире, становится все более очевидным, что надо принимать на международном уровне общие правила поведения в глобальном информационном пространстве. Россия - активный сторонник и участник формирование системы международной информационной безопасности.

По инициативе России нами разработаны и представлены на международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности (Санкт-Петербург, 59 стран-участников и представители ООН), свои концептуальные положения по проекту Конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности.

ВБ: - И в чем главный смысл «правил поведения»?

НП: - Предусматривается недопустимость использования информационно-коммуникационных технологий для подстрекательства к насилию, нарушению общественного порядка, разжигания межнациональной и межконфессиональной вражды. Особое внимание уделено противодействию идеологии терроризма, распространению наркотиков и тд...

Но в то же время в глобальной сети должно быть гарантировано соблюдение свободы слова и выражения мнений, обеспечен беспрепятственный обмен информацией. Работу с нашими партнерами по выработке единых подходов обеспечения международной информационной безопасности продолжаем.

ВБ: - Возможно ли проведение военных операций с активным применением информационных технологий наравне с обычным вооружением?

НП: - В настоящее время без применения информационных технологий и современной войны быть не может.

Очевидно, что посредством их применения может быть нарушено функционирование жизненно важных инфраструктур, дестабилизирована экономика, подорваны основы государственного устройства.

Многие эксперты сходятся во мнении, что ряд стран в рамках своих концепций информационных войн уже сегодня предусматривают возможность деструктивного воздействия на информационные ресурсы других государств.

К особенностям таких операций относятся их трансграничность и относительно невысокая стоимость реализации по сравнению с величиной наносимого ущерба.

КТО ПОДОГРЕВАЕТ ОППОЗИЦИЮ?

ВБ: - Читатели "Комсомолки" просили меня задать Вам и вот такой вопрос: сценарий «оранжевой революции» возможен в России?

НП: - Цветные революции экспортируются из-за рубежа, сценарии таких переворотов тщательно отточены западными технологами. И мы видели их «успешную работу» в некоторых государствах постсоветского пространства, Ближнего Востока и Северной Африки. Финансируются эти действия также извне, получатели этих средств должны отчитываться перед своими иностранными заказчиками и выполнять их волю и советы, которые больше похожи на инструкции.

Осенью прошлого года Россия являлась очередным «полигоном» для использования информационных, организационных и других внешних рычагов вмешательства во внутренние дела.

ВБ: - У всех на памяти массовые митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова...

НП: - Да, тысячи людей вышли на улицу, желая выразить свою гражданскую позицию. Это их конституционное право. Но при этом не должен нарушаться закон. Некоторые представители оппозиционных движений и радикальных структур пытались использовать политическую активность граждан для того, чтобы спровоцировать массовые беспорядки. Под лозунгами об отстаивании гражданских свобод нарушался общественный порядок, совершались провокации. То, что мы видели в Москве 6 мая этого года. Такие противоправные действия были направлены на расшатывание внутриполитической ситуации в стране.

В этих условиях на государственном уровне были приняты необходимые меры по поддержанию стабильности. Внесены необходимые поправки в законодательство, прекращена деятельность ряда неправительственных иностранных организаций, некоторые из них напрямую финансировались, в частности, за счет средств Госдепартамента США.

Эти меры доказали свою эффективность. Правоохранительные органы смогли строго в рамках закона обеспечить защиту населения. Ситуация предельно ясна. Известны и «режиссеры» и спонсоры антиправительственных акций, которые от своих планов отказываться не собираются... На сегодня в России отсутствуют предпосылки к возможным цветным революциям и есть уверенность, что мы не допустим реализации подобных сценариев в нашей стране.

ВБ: - Как изменится состояние национальной безопасности в грядущем, 2013 году?

НП: - Останется стабильным. И я всех поздравляю с наступающим Новым годом, желаю здоровья, счастья и успехов.