Совет Безопасности Российской Федерации

Заместитель Секретаря Совета Безопасности России Сергей Вахруков в интервью информационному агентству Интерфакс рассказал о проекте обновленной стратегии нацбезопасности, которую вскоре представят Президенту РФ

19 мая 2021 года
19.05.21

— Сергей Алексеевич, как продвигается работа над новой стратегией нацбезопасности?

—  Ведется подготовка не полностью новой стратегии, а обновленной редакции действующей стратегии национальной безопасности России, утвержденной президентом 31 декабря 2015 года. Это долгосрочный документ, который согласно федеральному закону о стратегическом планировании должен корректироваться  не реже, чем раз в 6 лет.  Мы живем в динамично  меняющемся мире, соответственно новые вызовы и угрозы национальной, региональной и международной безопасности  должны быть обязательно учтены.   Кроме того, с момента принятия Стратегии   внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, новые направления развития в нашей страны озвучены Президентом в Посланиях Федеральному Собранию,  указами главы государства скорректированы национальные цели развития страны, Советом Безопасности одобрен Стратегический прогноз России до 2035 года. 

Исходя из этого, в стратегии национальной безопасности предлагается скорректировать стратегические национальные приоритеты, задачи их реализации с целью минимизации рисков и угроз национальной безопасности.

— Какие новые вызовы и угрозы вы имеете в виду?

—   Серьезные проблемы связаны с изменением климата, с угрозами биологической безопасности, противодействием новым инфекциям, в том числе коронавирусу.  Помимо общих угроз в мире, отрицательно влияющих на мировую экономику и финансовую систему, серьезное санкционное  влияние оказывается на Россию. 

Возникли новые риски развития экономики, усилились угрозы, касающиеся финансовых проблем. Нам постоянно угрожают отключением SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications - Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи). Нас пытаются ограничить в кредитах, в возможностях влияния на финансовые институты.

Вы видите, что  постоянно происходят попытки вмешательства во внутренние дела нашего государства, попытки оказать политическое давление, раскачать социально-экономическую ситуацию в стране. Силы НАТО все ближе придвигаются к границам России. Страны Запада специфическим образом пытаются оценивать международную стабильность и безопасность, противодействуя многополярности в  мире.

В целом, в мире происходит передел сфер как политического, так и экономического влияния.   Каких-то два-три года назад мы даже предположить не могли, что крупные транснациональные информационные гиганты смогут заблокировать президента одной из крупнейших держав, не дать ему возможности вообще каким-то образом излагать свою точку зрения. Информационная безопасность за последние годы вышла на совершенно другой уровень. Это абсолютно другая реальность, которую нам надо учитывать.

— Плюс вводятся новые санкции

— Конечно. Более того, по отношению к нашей стране они становятся всё более изощренными. 

— Как изменились отношения с другими странами за это время? Стратегические партнеры, потенциальные союзники и противники остались прежними?

— Меняется мир и  политика руководства  государств. Россия же  выступает за стратегическую стабильность, за  выстраивание равноправного сотрудничества в соответствии с нормами международного права. Обязательно будет  проводить  политику с учетом укрепления международной безопасности и защиты своих национальных интересов. Если кто-то пытается игнорировать наши национальные интересы, бездоказательно обвиняет нас в чем-то, высылает наших послов – такие страны будут считаться  недружественными государствами, и мы будем  отвечать на подобные  действия, тем самым обеспечивая безопасность России.

— Если резюмировать, в чем будут состоять основные отличия новой редакции стратегии?

— Мы пока говорим не о содержании стратегии, она ведь еще не утверждена, а о тексте проекта, который  подготовлен рабочей группой Совета Безопасности России. На мой взгляд, важно, что в новой редакции этого базового документа стратегического планирования в сфере национальной безопасности будет проведена корректировка   не только действующих стратегических национальных приоритетов, но и будут сформулированы новые приоритеты в соответствии с появившимися угрозами национальной безопасности и приоритетами, обозначенными Президентом страны.

 — Что же ставится во главу угла?

— Президент в Послании Федеральному Собранию в апреле этого года  определил  высшим национальным  приоритетом  сбережение народа России.  Национальная безопасность может быть обеспечена  только путем гармоничного сочетания сильной державы и благополучия человека. Именно баланс этих двух базовых вещей должен быть.  В этих целях необходима согласованная реализация стратегических национальных приоритетов, направленных на противодействие внешним и внутренним угрозам, и создание условий для достижения национальных целей развития.

— Как долго шла работа над новой  редакцией  стратегии нацбезопасности?

— Новая редакция готовилась больше года - рабочая группа была создана распоряжением Секретаря Совета Безопасности Н.П.Патрушева в 2020 году.

— Кто участвовал в разработке?

—Принимали участие представители федеральных органов исполнительной власти, ученые, общественные деятели, поскольку Стратегия – комплексный документ обеспечения безопасности, и она должна учитывать разные аспекты жизни страны. В процессе подготовки были разные точки зрения, иногда диаметрально противоположные, разные мысли и идеи. Некоторые участники дискуссии иногда жестко продвигали те или иные формулировки, но мы все-таки попытались найти компромисс. За время работы исходный проект прошел несколько итераций обсуждения и претерпел серьезные изменения.  

— Когда эта работа будет завершена?

— Проект документа практически готов.  На одном из ближайших совещаний с постоянными членами Совета безопасности России  он может быть рассмотрен. После обсуждения, возможно, будут внесены какие-то коррективы, а затем документ поступит  на утверждение Президенту Российской Федерации.

— На какой период рассчитана стратегия, как далеко вы заглядываете в будущее?

— Стратегия  не имеет какого-то ограниченного срока действия. Мы говорим о необходимости сохранения на долгосрочную перспективу важных для обеспечения безопасности и защиты национальных интересов России и понятных для мира  стратегических национальных приоритетов. Ведь глобальные, долгосрочные цели остаются неизменными: обеспечение суверенитета страны и качества жизни населения - это базовые вещи,  закрепленные в новой редакции Конституции.  Но в связи с изменениями ситуации внутри страны, мировой обстановки и появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности, Стратегия будет корректироваться.

— В Стратегии будут прописаны конкретные сроки  и исполнители?

— После принятия Стратегии будет разработан и утвержден план ее реализации с указанием конкретных сроков и ответственных лиц.  Кроме того, задачи, предусмотренные в Стратегии, должны быть предусмотрены в других документах стратегического планирования, в том числе в социально-экономической сфере.  Подчеркну, что положения Стратегии обязательны для выполнения всеми органами публичной власти.

        Контроль за реализацией Стратегии осуществляется в рамках государственного мониторинга национальной безопасности с использованием показателей состояния нацбезопасности, определяемых Президентом России. В ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Президенту России о национальной безопасности в стране дается оценка и предложения по дальнейшей реализации Стратегии.