Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Сергей Шойгу в интервью агентству ТАСС
25 апреля 2025 года
Он рассказал об успехах СВО, диалоге Москвы и Вашингтона, опасности начала третьей мировой войны из-за планов "коалиции желающих" и условиях возобновления Россией ядерных испытаний
https://tass.ru/interviews/23763027
https://tass.ru/interviews/23774593
1. Сергей Кужугетович, прошел почти год после Вашего назначения на должность Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации. Как вы оцениваете ситуацию в области обеспечения национальной безопасности и изменения в этой сфере? Какие вопросы решает Совет Безопасности?
- Ситуация в области национальной безопасности Российской Федерации остается сложной.
Недружественные государства понимают, что им не удалось нанести стратегическое поражение России, подорвать ее международный авторитет, разрушить экономику, ослабить внутриполитическую стабильность. Россия успешно противостоит оказываемому на нее нарастающему политическому, военному, экономическому, информационному давлению. Неспособность коллективного Запада достичь своих целей сопровождается обострением противоречий между его членами, их внутренних социально-экономических проблем и идеологических разногласий, а также расколом правящих элит. При этом неприсоединившиеся к антироссийским санкциям страны все больше убеждаются в недееспособности тех, кто еще недавно пытался заставить весь мир жить по своим единолично определяемым правилам.
Такое неожиданное для Запада развитие событий вынуждает его искать новые пути сохранения своего доминирования. Победа над Россией, пусть не на поле боя, а дипломатическая – сохранение Украины в качестве «анти-России», главного антипода нашей страны – остается для западных элит важнейшим приоритетом. Одновременно прилагаются значительные усилия для провоцирования внутренней нестабильности в Российской Федерации, в соседних государствах, прежде всего – в Закавказье и в Молдавии, для подготовки «цветных революций» в стремящихся к подлинной независимости странах Глобального Юга – в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке.
Все это сопровождается изменением характера проявления угроз национальной безопасности Российской Федерации, формированием новых вызовов и рисков, а также возможностей для нашей страны.
Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, который под руководством Президента Российской Федерации обеспечивает разработку и применение оперативных и долговременных мер по защите национальных интересов России и устранению угроз национальной безопасности, координирует деятельность органов публичной власти, а также международное сотрудничество в области безопасности.
Прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, долгосрочных тенденций и факторов, формирование и контроль за реализацией государственной политики в области безопасности относятся к основным задачам Совета Безопасности.
2. Какие факторы по Вашему мнению оказывают наибольшее влияние на формирование международной обстановки и ситуации внутри России?
- Главным фактором сейчас, конечно, остается ситуация в зоне проведения Специальной военной операции.
На сегодняшний день Вооруженные Силы Российской Федерации освободили более 99 процентов территории Луганской Народной Республики и порядка двух третей Херсонской области, Донецкой Народной Республики и Запорожской области. В настоящее время российские войска ведут активные наступательные действия по всей линии боевого соприкосновения, освобождают новые населенные пункты. Ситуация ежедневно меняется в нашу пользу.
В рамках контртеррористической операции завершается зачистка от боевиков Курской области. Блестящее проведение операции «Поток» с использованием участка стратегического газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» уже вошло в историю военной науки.
По оценкам военного командования, в ближайшее время вся территория Курской области будет зачищена. Важно по горячим следам задокументировать преступления, совершенные террористами с Украины и из других стран, а также нанесенный ими ущерб. Учитывая те зверства, которые боевики творили на курской земле, снисхождения никому не будет. Оставшиеся в живых пойдут под суд как террористы, каждый из них получит заслуженное наказание.
На этом фоне военный, экономический и мобилизационный потенциал Украины существенно ослаблен. Экономика находится в состоянии глубокого кризиса и зависит от западной помощи, растет государственный долг, который по итогам 2024 года вырос до 167 млрд долл.США.
Для киевских властей все острее стоит вопрос политического выживания. Ради этого они затягивают боевые действия и одновременно пытаются подороже продать природные богатства Украины, ее территорию, будущее украинского народа. Вместе с тем поддерживающие их государства, несмотря на громкие заявления, не могут удовлетворить все требования Киева в военной сфере.
Одновременно в Европе разворачивается ничем не прикрытая кампания по подготовке к военному конфликту с Российской Федерацией. На разных уровнях озвучиваются возможные сроки такого столкновения – от трех до пяти лет. Уже в 2030 году европейские политики и военные хотят быть готовы воевать с нами.
3. Все это свидетельствует не столько о возможности снижения уровня конфронтации в Европе, а скорее о нарастании военных угроз для Российской Федерации.
- Да, мы это хорошо видим. За последний год численный состав воинских контингентов стран НАТО, развернутых вблизи западных границ Российской Федерации, увеличился почти в 2,5 раза. Продолжается планомерное развитие военной инфраструктуры на территории восточноевропейских государств, развертывание систем стратегической противоракетной обороны, реализуются мероприятия, направленные на поддержание высокой боеспособности тактического ядерного потенциала в Европе.
НАТО переходит на новую систему боевой готовности, которая предусматривает возможность развертывания у границ России 100-тысячной группировки войск в течение 10 суток, к исходу 30 суток – 300-тысячной, а по истечению 180 суток – 800-тысячной. Эти задачи открыто отрабатывались в ходе учений в 2023 – 2024 годах.
Страны Балтии на западные деньги строят на своей территории оборонительные полосы и военные базы для воинских формирований НАТО. Польша в дополнение к американским танкам «Абрамс» активно закупает южнокорейскую бронетехнику. До конца 2026 года планируется получить 180 танков К2 «Черная пантера». Кроме этого закупаются более 200 южнокорейских самоходных артиллерийских установок К9, а также РСЗО К239. Нетрудно понять, против кого формируется этот «ударный кулак».
Государства блока активно модернизируют системы ПВО. Норвегия, Бельгия, Нидерланды обновляют парк боевой авиации, закупая американские самолеты F-35, Румыния и Болгария – тактические истребители F-16. Одновременно на «восточном фланге» ведется подготовка аэродромной сети для приема авиации Североатлантического альянса.
При этом, как ни парадоксально, чем в большей экономической зависимости от Брюсселя находится то или иное государство, тем более агрессивной риторики оно придерживается. Объясняется это просто: политики этих стран боятся остаться без финансовых вливаний и своей оголтелой русофобией зарабатывают дотации из натовского и общеевропейского бюджетов. В противном случае им придется повернуться лицом к внутренним экономическим и социальным проблемам, решать которые они не способны.
Суммарные военные расходы стран НАТО более чем в 14 раз превышают российский военный бюджет. Американская администрация Дональда Трампа потребовала от европейских союзников довести военные бюджеты до 5% ВВП, что вызвало неоднозначную реакцию в государствах альянса. Предложение Д.Трампа поддержали Польша и страны Балтии. Варшава планирует увеличить расходы на оборону в 2025 году до 4,7% ВВП. Министр иностранных дел Литвы К.Будрис заявил, что с 2026 года и, по крайней мере, до 2030 года Вильнюс планирует тратить на оборону от 5 до 6% ВВП. Таллин также намерен увеличить расходы на оборону до 5% ВВП. Другими словами, государства-иждивенцы, живущие на дотации Евросоюза, готовы тратить эти средства не на социальные программы, а на защиту от надуманной «угрозы с Востока».
4. А как Вы относитесь к заявлениям Трампа о готовности вывести из Европы 20 тыс. американских военнослужащих? Не является ли это гарантией разрядки в Европе?
- Пока это только заявление о намерениях. Конкретных практических шагов со стороны США на этом направлении не просматривается. Напомню, что в 2024 году под предлогом проведения маневров Объединенных вооруженных сил НАТО, направленных на отработку переброски войск на европейский театр военных действий, в дополнение к уже расквартированному в Европе на постоянной основе американскому контингенту была развернута дополнительная группировка. В результате численность американских войск составила почти 100 тыс. человек. После окончания маневров определенная часть этих сил осталась в Европе на ротационной основе. Вывод 20 тыс. военнослужащих США лишь приблизит их численность к уровню 2020 – 2022 годов. Но сама инициатива Вашингтона, как первый шаг на пути к разрядке, конечно, заслуживает внимания.
5. Сейчас ведется активный переговорный процесс между Россией и США. Как в Совбезе оценивают текущее состояние переговоров Москвы и Вашингтона по восстановлению двустороннего взаимодействия?
- Администрация Д.Трампа предпринимает определенные шаги для восстановления двусторонних отношений с Россией. Первые результаты на этом направлении свидетельствуют о ее практическом настрое. США демонстрируют реальный взгляд на вещи, отказываются от многих стереотипов своих предшественников, которые, собственно, и привели к кризису всей системы международных отношений, спровоцировали украинский и другие региональные кризисы.
Мы приветствуем такой подход и готовы идти навстречу. Готовы ли американцы к решению накопившихся системных проблем, требующих решения, покажет время. Процесс этот сложный и отнюдь не быстрый. История нашего взаимодействия с США показывает, что доверять можно только конкретным действиям и фактам, а не словестным заверениям.
Но, как говорят наши китайские друзья, «путь в тысячу ли начинается с первого шага». Сегодня можно констатировать, что первые шаги были сделаны с обеих сторон – и с американской, и с российской.
6. Каковы перспективы переговоров по Украине и скорого прекращения огня?
- Перспективы есть всегда. Президент России В.В.Путин высказался на эту тему вполне определенно. Прекращение огня возможно в том случае, если оно будет началом долгосрочного мира, а не попыткой организовать очередную передышку и перегруппировку украинских вооруженных формирований.
Руководство России исходит из необходимости устранения первоначальных причин украинского кризиса и обеспечения гарантированной безопасности Российской Федерации. Хочу вновь повторить: мы к прекращению огня, к перемирию, к мирным переговорам готовы, но только в том случае, если будут полностью учтены наши интересы и реалии «на земле». Наша позиция была доведена до администрации США и воспринята с пониманием.
Вместе с тем часть западных элит по-прежнему настроена на продолжение военных действий на Украине и пытается сорвать или скомпрометировать начавшийся российско-американский диалог. Несмотря на договоренности о взаимном прекращении ударов по энергетической инфраструктуре, достигнутые при участии США, киевские власти при активной поддержке европейских стран продолжают ежедневно атаковать такие объекты. Не прекращаются обстрелы приграничных российских регионов, диверсионно-террористические акции, массированное применение беспилотных летательных аппаратов. Объявленное Россией на 30 «Пасхальное перемирие» практически не выполнялось украинской стороной ни одного часа, 4900 нарушений в том числе 1400 артобстрелов, 90 попыток ударов БПЛА, 6 атак. Хотя, справедливости ради отмечу, что общее снижение боевой активности со стороны противника наблюдалось.
Генеральный секретарь НАТО М.Рютте по итогам заседания министров иностранных дел блока 4 апреля 2025 г. заявил, что альянс продолжит поставки оружия и предоставление разведданных Украине. Кроме того, Россия останется угрозой для НАТО даже если украинский конфликт закончится.
Руководство Евросоюза стремится трансформировать ЕС в военную организацию, ориентированную против России. В целях перевооружения Европы анонсирована программа развития европейской оборонной промышленности стоимостью 800 млрд. евро. Фиксируем попытки европейцев создать собственную систему ПРО. Рассматривается возможность развертывания на Украине 120 истребителей, действующих независимо от НАТО под европейским командованием.
Одновременно так называемая «коалиция желающих» строит планы по введению на Украину военного контингента под видом миротворцев. Слово «миротворцы» здесь используется для сокрытия истинных целей – контроля над территорией Украины и ее ресурсами. Правильнее было бы называть такой контингент интервентами или оккупантами.
Откуда придут эти «миротворцы»? Это будут подразделения тех же стран НАТО, против присутствия которых Россия выступала еще до начала СВО, которая началась во многом из-за этой угрозы – разворачивания на Украине, на нашей исторической территории военной инфраструктуры НАТО. Те же британцы еще до начала СВО очень активно строили в Очакове в Николаевской области свою военно-морскую базу, где не только тренировали морской спецназ ВМС Украины, но и проводили против нас свои операции. Получается, что они опять смогут вернуться туда, но уже под флагом миротворческих сил?
Именно это и подразумевает французский президент Э.Макрон, когда говорит, что Украина имеет право просить о вводе натовских контингентов без согласования с Россией. Правда, здравомыслящие политики в Европе понимают, что реализация такого сценария может привести к прямому столкновению НАТО с Россией и в дальнейшем к третьей мировой войне.
И потом, что будут защищать эти «миротворцы» на Украине? Нацистский режим, марши и факельные шествия с символикой дивизий СС? Поддерживать гонения на православных? Лишение русскоязычного населения права говорить на родном языке, сохранять собственные культуру и традиции? Это не миротворческая миссия. Видимо, в том числе по этим причинам государства, составляющие реальное мировое большинство, не выражают особого желания участвовать в подобных «миротворческих» инициативах.
7. Сергей Кужугетович, Украина – лишь одно из направлений в начавшемся диалоге России и США, пусть и весьма важное. Считают ли в Совете Безопасности необходимым обсуждать с американцами проблемы стратегической стабильности, дальнейшего сокращения ядерных арсеналов?
- Нынешняя кризисная ситуация в области контроля над стратегическими вооружениями, да и вообще в области разоружения и контроля над вооружениями в целом является прямым следствием безответственной политики бывшей администрации США.
Дж.Байден и его команда, несмотря на достигнутые с ними в феврале 2021 года договоренности о продлении на следующие пять лет Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, сознательно подрывали его фундаментальные принципы – неделимости безопасности, а также выстраивания отношений на основе доверия и сотрудничества. Были созданы искусственные трудности для проведения взаимных инспекций, начиная с закрытия воздушного пространства для пролета бортов Минобороны России до невыдачи виз российским представителям.
Именно такая политика Вашингтона вынудила Россию приостановить свое участие в ДСНВ. При этом российская сторона продолжает строго придерживаться всех количественных ограничений, предусмотренных договором.
Вместе с тем отмечу, что администрация Д.Трампа в настоящий момент демонстрирует готовность к возобновлению диалога по проблематике стратегической стабильности. Мы к такой работе готовы. Однако этот разговор возможен для нас только при комплексном рассмотрении всех факторов, влияющих на обеспечение безопасности. Их спектр широк и включает в себя проблемы экспансии НАТО, строительства глобальной системы ПРО, развертывания наземных ракет средней и меньшей дальности.
Ни для кого не секрет, что США реализуют обширную
программу модернизации ядерных сил, включая стратегическую триаду и
«нестратегический» компонент. Уже в прошлом году в Европе и
Азиатско-Тихоокеанском регионе были размещены наземные комплексы, способные к
запуску ракет средней и меньшей дальности. Подобные системы неоднократно
перебрасывались в рамках учений в Данию, а с апреля 2024 года на Филиппинах
находится перспективный комплекс «Тифон», с которого могут применяться, в
частности, дальнобойные крылатые ракеты «Томагавк». Знаем также о замыслах
Вашингтона разместить их в Японии. Кроме того, анонсированы планы по размещению
с 2026 года аналогичных вооружений в Германии. Ряд союзников США запустил
программы по закупке американских РСМД наземного базирования, а также приступил
к разработке аналогов на национальной или совместной производственной базе.
Такие действия создают дополнительные военные опасности для Российской
Федерации.
Мы также хотим понять, как в новом договоре будут учитываться арсеналы не только США, но и других ядерных держав НАТО – Великобритании и Франции. Этот вопрос приобрел еще большую актуальность в связи с недавними инициативами Э.Макрона по предоставлению французского «ядерного зонтика» другим европейским государствам. У Франции, напомню, по данным ООН, около 290 ядерных боеголовок и крылатые ракеты воздушного базирования в ядерном оснащении. Это серьезное оружие, мы его не можем не учитывать в новом договоре.
Поэтому ожидаем от американских партнеров конкретных предложений по указанным вопросам.
8. Считаете ли Вы необходимым возобновить ядерные испытания?
- За последние годы в Российской Федерации разработан и принят на вооружение целый комплекс современных видов оружия, в том числе стратегического, аналогов которому нет в мире. Военный потенциал нашей страны существенно вырос. В этих условиях острой необходимости в проведении ядерных испытаний не усматривается.
Вместе с тем на нашу позицию по данному вопросу непосредственно влияют действия США в этой области. В настоящее время у них истекают гарантийные сроки отдельных видов ядерных боеприпасов, полным ходом идет разработка новых типов вооружений. И это может подтолкнуть Вашингтон к возобновлению ядерных испытаний.
В этом случае Россия может последовать их примеру в качестве ответного шага. Минобороны России и Росатом к проведению таких работ готовы.
9. Если США откажутся от планов развертывания наземных РСМД в Германии, может ли Россия отказаться от размещения «Орешников» в Белоруссии?
- Хочу подчеркнуть, что меры по укреплению доверия – это не обмен жестами, а комплексный процесс, требующий учета абсолютно всех факторов.
Россия согласилась на размещение в Белоруссии систем «Орешник» по прямой просьбе белорусской стороны и с учетом угроз безопасности, суверенитету и территориальной целостности нашего ближайшего союзника.
Пока эти угрозы сохраняют актуальность. Европейские страны наращивают военную группировку у западных границ Союзного государства и не показывают готовности к деэскалации ситуации. Скорее, наоборот: участились воинственные заявления, растут ассигнования на военные нужды, обсуждается возможность размещения ядерного оружия в непосредственной близости от границ Союзного государства, не скрывается стремление добиться смены власти в Белоруссии, в том числе силовым путем.
10. Что делает Россия, Совет Безопасности в этих условиях?
- Мы внимательно следим за военными приготовлениями европейских стран. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации в случае совершения иностранными государствами недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, наша страна считает правомерным принятие симметричных и асимметричных мер, необходимых для пресечения таких действий и предотвращения их повторения.
В ноябре 2024 года в Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания были внесены изменения, в соответствии с которыми Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в случае агрессии против нее или Республики Белоруссия, в том числе с использованием обычного оружия.
Ядерное сдерживание осуществляется в отношении государств и военных коалиций, рассматривающих Россию в качестве потенциального противника, обладающих оружием массового поражения либо значительным боевым потенциалом сил общего назначения. Такие действия распространяются также на государства, которые предоставляют свою территорию и ресурсы для подготовки и осуществления агрессии против Российской Федерации.
Задачи обеспечения целостности единого оборонного пространства России и Белоруссии, совместной реализации мероприятий по стратегическому сдерживанию были закреплены в принятых в декабре 2024 года Концепции безопасности Союзного государства и Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гарантиях безопасности, разработанных при непосредственном участии аппаратов советов безопасности двух стран.
Кроме того, одним из ключевых направлений внешней политики России является дальнейшее развитие многостороннего международного сотрудничества в целях формирования системы евразийской безопасности.
Упомянутые соглашения в рамках Союзного государства, заключение договоров о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР и между Россией и Ираном оказали позитивное влияние на геополитическую обстановку в Евразии.
В настоящее время проводится активная работа по налаживанию диалога с потенциальными участниками будущей архитектуры безопасности евразийских стран, в том числе в рамках СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС и других организаций.
В октябре прошлого года Советом министров иностранных дел СНГ принято Заявление о принципах сотрудничества в обеспечении безопасности в Евразии, а также проведена вторая Минская международная конференция по евразийской безопасности, в которой приняли участие 600 представителей из 35 стран и ряда международных организаций.
Получила развитие инициатива Белоруссии о разработке хартии многополярности и многообразия в XXI веке. К ней уже присоединились Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В работе над документом готов приять участие Китай. Предложение о присоединении к хартии направлено странам АСЕАН.
Важно, что формируемая система евразийской безопасности открыта для всех государств континента, в том числе для европейских стран. Если Европа хочет сохранить себя в качестве одного из самостоятельных центров развития, ей безусловно нужно быть в хороших отношениях с Россией и другими евразийскими государствами. Это особенно важно с учетом продолжающегося переноса «центра тяжести» политики США в Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором европейцы все чаще выступают в роли своего рода подмастерья, продвигающего американские интересы.
11. Обеспечение безопасности в Евразии вряд ли возможно без участия Китая. В феврале Вы были в Пекине. Как Вы оцениваете ситуацию в АТР?
- Обстановка в АТР сложная и имеет тенденцию к ухудшению. Во многом это связано с попытками западников ослабить механизмы многостороннего сотрудничества в области обеспечения региональной безопасности, в том числе в рамках АСЕАН, сформировать долговременные очаги напряженности. Происходит последовательная милитаризация азиатско-тихоокеанского пространства. Целенаправленно нагнетается ситуация вокруг Тайваня, который последовательно накачивают оружием, предпринимаются провокационные действия на Корейском полуострове. При этом, по словам генерального секретаря НАТО Марка Рютте, уже новая администрация США четко заявила о желании получить помощь союзников по блоку для реализации стратегии «проецирования коллективной силы» в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Усилия Запада направлены на формирование в АТР различных закрытых военно-политических объединений – трехсторонний блок США, Японии и Республики Корея и военный блок AUKUS (США, Великобритания и Австралия). Одновременно Лондон, Париж, Оттава, а также Брюссель, настойчиво пытаясь внедриться в асеаноцентричные форматы, продвигают тезис о неспособности АСЕАН адекватно реагировать на вызовы безопасности. Запад фактически взял курс на развал организации и, по сути, создание азиатского аналога НАТО. Особый расчет делается на возможность подтягивания к таким структурам Индии, однако она всем видом показывает, что не очень заинтересована в участии в таких альянсах.
Негативным фактором становится также провоцирующая торговые войны и политическую напряженность тарифная политика Д.Трампа.
12. А как развиваются отношения России и Китая?
Сегодня российско-китайские отношения находятся на беспрецедентно высоком уровне за всю их историю. Мы – стратегические партнеры. Наши страны последовательно реализуют договоренности, достигнутые Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Председателем КНР Си Цзиньпином, предусматривающие существенное увеличение масштабов двусторонней торговли, развитие логистических проектов, повышение уровня финансовой и промышленной кооперации, укрепление партнерства в энергетической сфере, качественное расширение сотрудничества в области технологий и инноваций, сельского хозяйства и ресурсного обеспечения.
В ходе моей рабочей поездки в Пекин был подтвержден особый характер российско-китайских связей. Состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам двусторонней повестки дня, включая перспективы активизации диалога по линии советов безопасности. Особое внимание было уделено координации подходов Москвы и Пекина в рамках многосторонних объединений и форумов, задачам укрепления роли ООН как ключевой площадки для решения наиболее актуальных международных проблем.
13. Насколько прочно мы можем полагаться на КНР в разрешении украинского кризиса и, если произойдет эскалация, в более широком противостоянии с Западом?
- Мы, безусловно, ценим и благодарны нашим китайским друзьям за усилия по поиску мирного решения украинского конфликта. Китай является ответственным членом международного сообщества, который принимает независимые решения. В противовес воинственной риторике Запада Пекин призывает отказаться от эскалации и перейти к поиску решений, направленных на достижение долгосрочного устойчивого мира. Особо ценим, что Китай отмечает необходимость устранения первопричин конфликта.
14. Сергей Кужугетович, внешнеполитическая повестка дня, наверное, слишком широка, чтобы обсудить все актуальные проблемы в одном интервью. Тем не менее, какие еще аспекты международной безопасности рассматриваются Советом Безопасности и его рабочими органами?
- Скорее будет трудно найти вопросы и направления внешней политики России, которые не прорабатывались бы в рамках текущей деятельности Совета Безопасности, его аппарата и рабочих органов. Не всё, конечно, выносится на обсуждение оперативных совещаний и заседаний Совета Безопасности. Значительная часть вопросов и предложений по их решению представляются Президенту Российской Федерации в виде самостоятельных докладов, аналитических записок, проектов поручений Главы государства.
Помимо уже затронутых сегодня тем к наиболее актуальным можно отнести задачи обеспечения безопасности на постсоветском пространстве, развития сотрудничества с нашими соседями как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних организаций, включая СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и ШОС.
К задачам обеспечения национальных интересов России на международной арене относятся такие комплексные проблемы, как ситуация на Ближнем Востоке, в Сирии, в Афганистане. Вы правы – спектр этих вопросов очень широк и варьируется от интересов России в Арктике и в Балтийском море до рассмотрения ситуации вокруг Ирана, взаимодействия со странами Африки и Латинской Америки.
Активная работа ведется также в рамках международного сотрудничества по линии аппарата Совета Безопасности. Помимо двусторонних переговоров на ежегодной основе проходят встречи секретарей советов безопасности государств – участников СНГ, заседания в форматах БРИКС и ШОС, активно работает Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ.
На протяжении многих лет Совет Безопасности Российской Федерации организует проведение ежегодной международной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. В этом году она пройдет в Москве 27-29 мая. В ее рамках планируем обсудить конкретные пути углубления сотрудничества в сфере безопасности с государствами мирового большинства, или как сейчас говорят Глобального Юга и Востока. По сложившейся традиции, помимо пленарной сессии и «круглого стола» будут организованы тематические выставки современных российских образцов вооружения и военной техники, а также достижений в области обеспечения информационной безопасности. Рассчитываем на участие представительных делегаций из более 150 государств.
15. Безусловно, внешняя среда оказывает влияние на положение и внутри России. В начале нашей беседы Вы назвали главным фактором в этом отношении ситуацию в зоне проведения СВО. Не могли бы Вы пояснить, в чем это проявляется?
- Ответ на этот вопрос не может быть односложным. Я бы начал с общественно-политической ситуации в стране.
Мы помним, что в 2022 году не все приняли решение Верховного главнокомандующего о начале СВО. Часть несогласных уехала за границу. Но одновременно и активизировались внутренние механизмы консолидации российского общества. По мере повышения понимания угроз безопасности России, без преувеличения сказать ее историческому существованию на первый план вышли традиционные для нашей страны ценности: служение Отечеству, ответственность за его судьбу, коллективизм и взаимопомощь.
Широкая поддержка участников СВО со стороны простых граждан и институтов гражданского общества, активная добровольческая и гуманитарная деятельность на освобожденных территориях наглядно подтверждают единство народов России, готовность наших людей к самопожертвованию ради общего дела и своих товарищей.
Постепенно исчезли иллюзии относительно реального отношения наших бывших партнеров к России и ее народу. Бесчинства нацистов и иностранных наемников на Донбассе, в Курской области и на Белгородчине, преступления против гражданского населения показали, какую судьбу нам готовят, с позволения сказать, «демократические государства». Эти угрозы никуда не исчезли. Объективно, Россия пока не преодолела тот исторический рубеж, после которого ей будет гарантированно обеспечены условия для поступательного развития в качестве суверенного государства, выбравшего свой уникальный цивилизационный путь.
Спустя три года после начала СВО граждане России демонстрируют беспрецедентный уровень консолидации вокруг Главы государства и проводимого им курса на защиту суверенитета и национальных интересов Российской Федерации. Уровень доверия Президенту Российской Федерации составляет около 80 процентов. На Западе мы вряд ли найдем политиков, обладающих столь высокой поддержкой со стороны населения.
Такая ситуация в России, конечно, не устраивает наших оппонентов, стремящихся внести раскол в российское общество. С этой целью активно используется потенциал специальных служб, международных и неправительственных организаций, так называемых релокантов. В сети «Интернет», в социальных сетях проводятся масштабные информационно-пропагандистские кампании, предпринимаются попытки манипулирования общественным мнением с применением современных когнитивных технологий и социальной инженерии.
Основной целевой аудиторией таких действий является молодежь, часть колеблющихся россиян – т.н. «оппозиция» этнические диаспоры, иные недовольные своим социальным положением граждане. Такие, чего скрывать, есть. Акцент при этом делается на разжигание межнациональных и межконфессиональных противоречий, стимулирование националистических и дезинтеграционных настроений. Для провоцирования протестных акций целенаправленно выпячиваются сохраняющиеся сложные социально-экономические проблемы, ошибочные решения, принимаемые на региональном и местном уровнях.
Органами публичной власти при координирующей роли Совета Безопасности принимаются комплексные меры, которые обеспечивают сохранение внутренней стабильности и единства российского общества, устойчивость общественно-политической обстановки в стране.
Совет Безопасности в приоритетном порядке решает задачи противодействия попыткам вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, подрывной деятельности иностранных спецслужб, экстремизму и терроризму, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, обеспечения безопасности в период проведения выборов и крупных массовых мероприятий.
16. Не могли бы Вы подробнее рассказать о противодействии попыткам внешнего вмешательства во внутренние дела России?
- Такие попытки осуществляются спецслужбами недружественных государств и связанными с ними различными неправительственными структурами, средствами массовой информации, а также физическими лицами. Для противодействия данной угрозе реализован значительный комплекс мер.
Так, на территории Российской Федерации в прошлом году признана нежелательной деятельность 41 иностранной неправительственной организации в основном из США, Великобритании, Канады, Германии, Польши, Латвии, Украины (всего в перечне 129 подобных организаций). Прекращена наносившая ущерб безопасности Российской Федерации деятельность их структурных подразделений.
Минюстом России в единый реестр иностранных агентов
в 2024 году включено 164 юридических и физических лиц
(всего в реестре 921 иноагент). На постоянной основе проводятся мероприятия по
выявлению и прекращению деятельности иностранных организаций, выступающих
ресурсной базой для антироссийской деятельности и признанных нежелательными на
территории страны.
По требованиям Генеральной прокуратуры Российской Федерации своевременно блокируются сайты и ограничивается доступ к интернет-ресурсам антироссийской направленности.
В целях противодействия экстремистским проявлениям, угрозам суверенитету, единству и территориальной целостности страны, основам конституционного строя Российской Федерации при координирующей роли Совета Безопасности разработана и утверждена Президентом России новая Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации. Данный документ учитывает современные реалии, риски и угрозы на данном направлении. В настоящее время завершается разработка плана ее реализации.
17. С чем Вы связываете существенный рост террористической активности в нашей стране?
- Основные угрозы террористического характера в последние годы обусловлены активизацией диверсионно-террористической деятельности украинских специальных служб, вооруженных формирований и неонацистских структур, высокой интенсивностью атак и обстрелов российских регионов с применением беспилотных воздушных и морских судов, артиллерийских и ракетных систем, попытками совершения покушений на представителей органов власти, силовых структур и военного командования.
Наиболее напряженная обстановка сложилась в граничащих с Украиной российских регионах. Установлены факты применения противником запрещенных международными конвенциями боевых отравляющих веществ. Высока вероятность совершения террористических актов (диверсий) с применением биопатогенов.
В качестве исполнителей терактов – поджогов административных зданий и военкоматов, повреждения оборудования железных дорог и иной критической инфраструктуры – украинские спецслужбы пытаются привлекать несовершеннолетних, молодежь, пенсионеров, представителей социально незащищенных и маргинальных слоев населения. Осуществляется поиск сторонников проукраинских националистических и неонацистских группировок.
Военная разведка Украины также активно задействует членов международных террористических организаций, в том числе из числа мигрантов. Им оказывается всесторонняя помощь в оснащении и подготовке таких резонансных атак, как нападение на «Крокус Сити Холл» в марте 2024 года. Российскими спецслужбами выявлено и задержано 45 лиц, причастных к совершению этого теракта.
Кроме того, сохраняются угрозы со стороны международных террористических организаций, стремящихся к созданию законспирированных ячеек и бандподполья на территории России, прежде всего на Северном Кавказе.
По-прежнему высоки риски использования западными странами террористических формирований для сдерживания Российской Федерации в регионах ее геополитических интересов, в первую очередь в Центральной и Южной Азии, Закавказье, Приднестровье, на Ближнем Востоке и Африканском континенте.
18. Как Вы оцениваете результаты деятельности правоохранительных органов по противодействию терроризму?
- Органы правопорядка в противодействии террористам демонстрируют профессионализм и высокую эффективность. Благодаря их скоординированным действиям в 2024 году на стадии подготовки предотвращено более 200 терактов, 14 из которых готовились в учебных заведениях и местах массового пребывания людей.
В прошлом году за участие в террористической деятельности задержано более 1800 лиц, при оказании вооруженного сопротивления нейтрализованы 42 члена бандгрупп.
В сети «Интернет» удалено свыше 120 тыс. материалов террористического содержания. Заблокированы счета и финансовые операции лиц, причастных к финансированию терроризма, в том числе украинских вооруженных формирований, на общую сумму свыше 230 млн. рублей.
19. Сергей Кужугетович, что можно сказать о криминальной ситуации в стране в целом?
- Принимаемые меры по укреплению общественной безопасности и борьбе с преступностью способствуют снижению в уровня криминальных деяний. В 2024 году зарегистрировано 1,9 млн. преступлений. По сравнению с 2023 годом сокращение составило 1,8 процента. В целом у нас сформировалась многолетняя устойчивая тенденция к снижению уровня преступности.
Вместе с тем продолжает увеличиваться число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами, в 2024 году – на 17,1 процента. На 2,8 процента увеличилось количество мошенничеств. Рост преступлений коррупционной направленности составил 5,8 процента.
Вызывает тревогу большое количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Почти каждый девятый подросток на момент их совершения находился в состоянии алкогольного опьянения, каждый пятый ранее нарушал закон.
Не удалось добиться существенных результатов в сфере профилактики правонарушений. Как и прежде, более половины преступных деяний совершено лицами, которые ранее привлекались к уголовной ответственности, почти каждое четвертое преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения.
Следует отметить, что негативное влияние на решение задач обеспечения общественной безопасности оказывает недостаточный уровень комплектования правоохранительных органов и силовых структур, в том числе в новых субъектах Российской Федерации. Не в полной мере решены проблемы, связанные с привлечением граждан и организаций к охране общественного порядка.
Предвижу Ваш вопрос о ситуации, связанной с мигрантами.
По состоянию на конец прошлого года в России находилось 6,3 млн. иностранных граждан, в 2023 году – 5,9 млн. человек. При этом количество совершенных ими преступлений практически не изменилось и составило 38,6 тысяч. Это около 2 процентов от общего количества зарегистрированных в стране преступлений. В тоже время доля лиц, превысивших сроки законного пребывания в Российской Федерации, превысила 10 процентов. На иностранных граждан составлено 3,4 млн. протоколов об административных правонарушениях. В связи с привлечением к уголовной ответственности за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления российского гражданства лишены около 1,5 тыс. человек.
В настоящее время правоохранительными органами по поручению Президента Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на совершенствование контроля за пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации, пресечение каналов незаконной миграции, фиктивного миграционного учета. Совершенствуется законодательная база на этом направлении. В нынешнем году планируется вынесение на рассмотрение Совета Безопасности актуализированной Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации в связи с принятым Главой государства решением о ее продлении до 2030 года.
20. В продолжение криминальной темы – какова обстановка, связанная с незаконным оборотом наркотиков?
- Ситуация в области наркопреступности остается напряженной. На учете состоят порядка 443 тыс. наркозависимых лиц, в том числе 4 тыс. несовершеннолетних. Правоохранительными органами в 2024 году зарегистрировано 193 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 3,7 процента больше, чем годом ранее. Число преступлений, связанных со сбытом наркотиков, увеличилось на 7 процентов и составило 135 тысяч.
Настороженность вызывает увеличение числа расследованных наркопреступлений, отнесенных к организованным формам: группой лиц по предварительному сговору – 35,1 тыс. (рост на 8 процентов), организованной группой и преступным сообществом – 14,8 тыс. (рост на 14,7 процентов).
В условиях зарубежных санкций наркобизнес сосредоточил основные усилия на наркотрафике из стран Центрально-Азиатского региона. Фиксируется устойчивое расширение производственной базы синтетических наркотиков.
Для распространения наркотических средств активно используются информационно-телекоммуникационные технологии и сеть «Интернет». Число таких наркопреступлений в прошлом году выросло на 13,6 процентов до 118,2 тыс. преступлений.
Задачи противодействия наркобизнесу, повышения уровня координации правоохранительных органов на этом направлении, совершенствования системы оказания наркологической помощи населению находятся в поле постоянного внимания Совета Безопасности.
В качестве позитива можно отметить рост раскрываемости наркопреступлений, совершенных в организованных формах (увеличение на 9,3 процента). На 20 процентов возросло число нарколабораторий, ликвидированных на территории Российской Федерации. Из незаконного оборота изъято 42,4 тонны наркотиков – рост в 1,5 раза.
Важным шагом стало принятое на саммите ШОС в Астане в июле 2024 г. решение о создании в Душанбе специализированного Антинаркотического центра, который должен стать самостоятельным органом этой организации.
21. Вы упомянули о киберпреступности, связанной с распространением наркотиков. Наш век – век стремительного развития информационных технологий. Какие еще, на Ваш взгляд, можно выделить угрозы информационной безопасности России, какие меры принимаются для их нейтрализации?
- В условиях геополитического противостояния страны Запада продолжают наращивать давление на Россию в информационной сфере. Компьютерные атаки стали ключевым элементом гибридных информационных воздействий на Россию. Продолжаются попытки несанкционированного доступа к системам обеспечения функционирования объектов экономики, государственного и военного управления. Прогнозируется дальнейшее развитие методов и средств деструктивного воздействия с использованием технологий искусственного интеллекта и социальной инженерии.
Слаженная деятельность всех заинтересованных ведомств при координирующей роли Совета Безопасности позволила не допустить критических нарушений функционирования значимых информационных ресурсов. Реализованы организационно-технические меры по обеспечению безопасности российского сегмента сети «Интернет» и защиты критической информационной инфраструктуры, включая противодействие DDoS-атакам.
В прошлом году утверждена Концепция противодействия противоправным действиям, совершаемым с использованием ИКТ, которая формирует основу создания государственной системы противодействия компьютерным преступлениям. Осуществляется подготовка законопроекта, направленного на комплексное изменение законодательства в области борьбы с компьютерными преступлениями.
Значительное внимание уделяется защите населения от телефонного мошенничества. В этих целях инициировано создание механизмов оперативного обмена информацией между банками, операторами связи и правоохранительными органами. Приняты меры по совершенствованию регулирования использования технических средств, которые могут быть применены для телефонного мошенничества.
С учетом СВО принят закон об особом порядке обработки персональных данных отдельных категорий граждан, поскольку эти данные могут использоваться в целях оказания психологического давления на участников спецоперации и членов их семей.
Принимая во внимание трансграничный характер информационных угроз, Россия со странами-партнёрами ведет работу по формированию глобальной системы международной информационной безопасности, позволяющей обеспечить надежную защиту национального информационного пространства любого государства.
Важным шагом в этом направлении стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в прошлом году инициированной Россией конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях. Конвенция создает фундамент многостороннего сотрудничества в борьбе с международной компьютерной преступностью на основе юридически обязывающих норм.
Значительным вкладом в укрепление безопасности глобального информационного пространства стал запуск также по российской инициативе процесса формирования реестра контактных пунктов для межгосударственного обмена информацией о компьютерных инцидентах. Данный механизм нацелен на обеспечение неполитизированного взаимодействия профильных структур на техническом и дипломатических уровнях.
22. Проведение СВО стало поводом для введения против России многочисленных санкций со стороны недружественных государств. Как Вы оцениваете ситуацию в российской экономике?
- Внешнее санкционное давление, направленное на подрыв экономического, финансового и технологического суверенитета Российской Федерации, стало основным фактором, негативно влияющим на обеспечение экономической безопасности нашей страны. Против нас фактически развязана открытая экономическая война, активно проводится политика, призванная ограничить и разорвать торговые, финансовые и другие внешнеэкономические связи между Россией и ее партнерами.
Заблокирован доступ к глобальной системе передачи банковских сообщений SWIFT, зарубежным финансовым рынкам и платежным системам, организациям и биржам, мировым резервным валютам, а также к находящимся в иностранных юрисдикциях российским счетам и активам.
Под санкции попали система передачи финансовых сообщений Банка России, платежная система «Мир», элементы ключевой финансовой инфраструктуры – Московская биржа, Национальный клиринговый центр и Национальный расчетный депозитарий, крупные и системно значимые российские банки, а также их зарубежные филиалы. И этот список ограничений регулярно пополняется.
При этом постоянное совершенствование механизмов поиска платежей с «российским следом», расширение оснований и упрощение порядка применения «вторичных санкций» значительно увеличило риски попадания наших иностранных партнеров под санкции и, как следствие, существенно осложнило проведение внешнеторговых операций.
Принятые Правительством России меры по структурной перестройке экономики и развитию отечественного производства, по переориентации внешнеэкономического сотрудничества и торговли позволили адаптировать нашу экономику к новым условиям и сохранить макроэкономическую стабильность в стране.
23. И каковы результаты? Оценка Совбеза очень важна…
Результаты очень даже заметные. Рост российской экономики последние два года составляет 4,1 процента. Объем промышленного производства увеличился в 2024 году на 4,6 процента, прежде всего за счет роста производства в обрабатывающей промышленности на 8,5 процента. По итогам 2024 года доходы федерального бюджета, включая ненефтегазовые, выросли примерно на 26 процентов. Дефицит федерального бюджета сократился с 2,7 процента ВВП в 2023 году до 1,7 процента ВВП в 2024. Инвестиции в основной капитал увеличились на 8,6 процента.
Положительную динамику сохранил объем внешней торговли. По итогам года, несмотря на санкции, он увеличился на 3,8 млрд. долларов и составил более 716 млрд. долларов. Профицит внешнеторгового баланса вырос на 7 млрд. долларов, составив порядка 146 млрд. долларов.
Сократились внешний и внутренний долг Российской Федерации. Финансовая и банковская системы продемонстрировали устойчивость.
Конечно, есть трудности. Высокое инфляционное давление стало причиной повышения ключевой ставки Банка России. Сейчас эксперты отмечают признаки постепенного «охлаждения» экономики. Однако здесь главное не перегнуть палку – не допустить резкого торможения и перехода к так называемому «нулевому росту». Важно найти баланс между инфляцией и экономическим ростом.
Сдерживающим фактором становится кадровый дефицит, прежде всего среди высококвалифицированных специалистов. На его формирование оказывает влияние целый комплекс факторов, начиная с низкой рождаемости в предыдущие десятилетия до изменения технологических основ производственных отраслей. На это накладываются низкий уровень прогнозирования кадровых потребностей экономики, несогласованность работы системы образования и подготовки специалистов с приоритетами экономического развития государства, неэффективное управление потоками трудовой миграции как внешними, так и внутренними.
При устойчивом росте экономики Российской Федерации экономическая активность и население продолжают концентрироваться в ограниченном числе регионов. В результате ускоренного роста 9 субъектов Российской Федерации обеспечивают более половины совокупного валового регионального продукта. Треть населения страны проживает в 8 субъектах Российской Федерации, в том числе в г. Москве и Московской области – 15 процентов. Одновременно сокращается доля жителей малых и средних городов, а также сельской местности в населении Российской Федерации.
24. Как это связано с обеспечением безопасности?
- Концентрация населения и объектов инфраструктуры, в том числе критической, в крупнейших и крупных городских агломерациях осложняет решение задач защиты от угроз военного и террористического характера, задач гражданской обороны, повышает риски нанесения ущерба при провоцировании техногенных чрезвычайных ситуаций.
В крупных городах отмечается более высокий уровень криминализации общественных отношений. Преимущественная направленность внешних миграционных потоков в крупнейшие агломерации повышает угрозы общественной безопасности и риски обострения межнациональных и межконфессиональных отношений.
Необходимо учитывать также угрозы экологического характера. Пандемия коронавирусной инфекции показала уязвимость агломераций перед биологическими угрозами.
Сокращение жизненного пространства в мегаполисах приводит к снижению рождаемости. Значительная плотность населения в городах стимулирует процессы атомизации общества, изменения традиций и ценностных ориентиров. Социальное отчуждение и эгоизм трансформируют правила и культуру коллективного общежития, создают условия для внешней идейно-ценностной экспансии со стороны иностранных государств и экстремистских организаций, постепенного переформатирования культурного кода населения.
25. В чем выход? Какие здесь могут быть приняты решения?
- Проработка упомянутых проблем в аппарате Совета Безопасности показала, что продолжающееся стягивание экономики в крупнейшие агломерации в европейской части страны обусловлено в первую очередь диспропорциями в качестве жизни населения и уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Именно различия в качестве жизни и доходах граждан стали причиной миграционного оттока населения из подавляющего большинства субъектов Российской Федерации, в первую очередь из регионов Сибири и Дальнего Востока, сельских и приграничных территорий.
Медленное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры ограничивает социально-экономический потенциал российских регионов, сдерживает решение задач по укреплению единого экономического пространства и повышению связности территории страны. Недостаточным остается уровень кооперации между субъектами Российской Федерации.
Развитие научного потенциала в субъектах Российской Федерации идет неравномерно. Многие регионы не имеют самостоятельных программ научно-технологического развития, а те элементы, которые заложены в стратегиях социально-экономического развития не всегда синхронизированы с целями и задачами их развития. Почти 60 процентов общего объема внутренних затрат на исследования и разработки приходится на г. Москву, Московскую область и г. Санкт-Петербург.
Указанные проблемы нашли отражение в принятой в декабре прошлого года новой Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Этот документ качественно отличается от предыдущей редакции. Минэкономразвития России была проделана большая работа, в которой участвовал, в том числе аппарат Совета Безопасности. Сейчас завершается подготовка плана реализации этой Стратегии.
Для формирования сбалансированной системы расселения и территориальной организации экономики Российской Федерации требуется решение широкого комплекса задач. Приоритетное значение имеет обеспечение скорейшей интеграции Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей в единое экономическое пространство страны. У нас имеется хороший опыт такой работы, полученный после вхождения Крыма и Севастополя в состав России.
Необходимо обеспечить повышение уровня социально-экономического развития в центральной и северо-западной частях России, где уровень рождаемости существенно ниже среднероссийского. Следует раскрыть экономический потенциал Северного Кавказа и Арктической зоны Российской Федерации.
26. А как же Сибирь? Там громаднейший потенциал и огромные запасы природных ресурсов…
Это вообще отдельная тема. Считаю, что важнейшая стратегической задачей страны - ускоренное развитие Сибири. Мы не должны игнорировать глобальные тенденции смещения центров мирового развития в Азиатско-Тихоокеанский регион. В условиях усиления угроз национальной безопасности в АТР, в том числе, о которых мы уже говорили, Дальний Восток не должен оставаться «дальним» – оторванным от остальной части страны.
Сибирь является звеном, обеспечивающим связь промышленной базы Урала, ресурсов и портов Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации.
При этом Сибирь сама обладает высоким потенциалом развития, обусловленным наличием крупнейших в России месторождений полезных ископаемых (платиноидов – 96% общероссийских запасов, каменного угля – 77%, никеля – 71%, кобальта – 55%, циркония – 47%, ниобия – 40%, графита – 35%, меди – 33,5%, урана – более 30%, лития – 28%, свинца – 26%, газа – 22%, серебра – 16,5%, золота – 15,5%).
Последнее время одной из наиболее обсуждаемых стала тема редкоземельных металлов, необходимых для производства электронной продукции, в том числе военного назначения. Россия является одним из мировых лидеров по запасам РЗМ, расположенных, в том числе, в Красноярском крае, в Иркутской области, в Туве. Однако у нас отсутствуют производства, позволяющие выходить на конечную продукцию. Мы экспортируем ежегодно эти металлы примерно на 7,2 – 7,6 млрд долларов, а обратно закупаем товары из этих же металлов на 75 млрд долларов. Это примерно 4 процента ВВП.
Значительные гидроэнергетические ресурсы Сибири формируют условия для выработки дешевой энергии и развития производств от добычи сырья до выпуска высокотехнологичной продукции, в том числе в области электроники, электротехники, нефте- и газохимии, лесопромышленного комплекса. Строительство новых ГЭС обеспечит недорогой электроэнергией вычислительные мощности, необходимые для создания отечественного сверхсильного искусственного интеллекта.
С учетом проявившихся во время СВО военных и террористических угроз объектам критической промышленной, энергетической, транспортной, научной, информационной и управленческой инфраструктуры, расположенным в европейской части страны, необходимо задуматься о создании дублирующих производств и иных объектов в сибирских регионах, удаленных как от угроз с запада, так и с востока.
Президент Российской Федерации на пленарном заседании VI Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» 27 марта т.г. подчеркнул необходимость сопряжения инфраструктуры Северного морского пути с нашей внутренней железнодорожной сетью, развития внутренних водных путей наших великих рек – Лены, Енисея, Оби. Решение этих задач позволит разгрузить Транссиб и одновременно повысить эффективность морских перевозок. Однако без развития в Сибири промышленной базы, транспортной инфраструктуры, судостроения эти маршруты могут не заработать или оказаться экономически недостаточно эффективными.
Нужна последовательная работа, направленная достижение долговременных целей Российской Федерации. Возникающие при этом комплексные проблемы необходимо решать в рамках единой системы стратегического планирования, согласовано в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.
27. Сергей Кужугетович, в современном динамично меняющимся мире можно ли говорить о стратегическом планировании? Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена в 2021 году, до начала СВО. Наверное, она уже устарела и требует переработки?
- Необычайно высокая динамика происходящих событий требует практически ежедневного принятия решений. Вместе с тем их последствия могут проявиться спустя годы и даже десятилетия. Комплекс вызовов и угроз, стоящих сегодня перед Россией, обострение ее отношений с Западом имеет не случайный, а объективный характер и обусловлен самим ходом исторического процесса. Вспомните – Президент России предупреждал о возможности такого развития событий еще на Мюнхенской конференции в 2007 году.
Стратегическое планирование сегодня – это не Госплан СССР, хотя и тогда планировали на десятилетия вперед, не только «пятилетки». По своей сути оно является комплексом организационных мероприятий, направленных на определение долгосрочных, стратегических целей Российской Федерации, путей и основных инструментов их достижения. Целями стратегического планирования являются, прежде всего, создание условий для устойчивого развития и обеспечения безопасности России, организация согласованного взаимодействия органов власти, обеспечение эффективного использования ресурсов.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является базовым документом, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задач государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития России на долгосрочную перспективу.
Здесь важно подчеркнуть, что СВО была начата именно в связи с необходимостью защиты национальных интересов Российской Федерации. Даже в условиях специальной операции они не изменились. Достижение целей СВО – денацификация и демилитаризация Украины – является как раз одним из условий для дальнейшего мирного развития нашей страны.
Проблемы, с которыми Россия столкнулась после начала СВО, убедительно доказали неразрывную взаимозависимость между задачами обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития страны. Сбережение народа России, национальные цели развития вряд ли могут быть обеспечены без учета задач в области военной, государственной, общественной, экономической и экологической безопасности, укрепления финансового и технологического суверенитета России, предусмотренных Стратегией.
В современных условиях не вызывает сомнений заложенный в ней принцип опоры на внутренний потенциал страны, самостоятельное решение стоящих перед Россией задач при сохранении открытости для взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.
Вместе с тем соглашусь, что спровоцированный Западом кризис в области европейский безопасности, формирование новых архитектуры, правил и принципов мироустройства сопровождаются для Российской Федерации появлением новых вызовов и угроз, а также дополнительных возможностей, которые необходимо учитывать при реализации Стратегии. В условиях высокой динамики международной обстановки повышается важность прогнозирования стратегических рисков и угроз национальной безопасности, выработки сценариев развития глобальных трендов, кризисных ситуаций и оперативного реагирования на них.
В этой связи аппаратом Совета Безопасности осуществляется подготовка предложений по внесению в Стратегию дополнений и коррективов, уточнению содержащихся в ней задач. В этой работе активно участвует созданный в декабре 2024 года научно-экспертный совет Совета Безопасности Российской Федерации, который обеспечивает глубокую научную проработку проблем обеспечения национальной безопасности, оценку стоящих перед нашей страной вызовов и угроз.