Ответы Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации И.С.ИВАНОВА на вопросы участников интернет-конференции, посвященной 15-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации
8 июня 2007 года
Уважаемые участники интернет-конференции!
3 июня 1992 г. Указом Президента Российской Федерации был образован Совет Безопасности - конституционный орган, осуществляющий подготовку решений в области обеспечения безопасности государства.
Становление Совета Безопасности Российской Федерации, его деятельность на протяжении всех этих лет непрерывно связаны с важнейшими вехами демократических преобразований в общественной жизни страны, развития и укрепления российской государственности, национальной экономики, формирования гражданского общества.
Принимая во внимание большой интерес россиян и мировой общественности к деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, мы решили провести очередную интернет-конференцию, приуроченную к 15-летию его создания. Надо отметить, что такие мероприятия уже стали хорошей традицией. Мы внимательно рассматриваем ваши вопросы и замечания, стараемся по возможности учитывать их в своей работе и считаем подобное общение крайне важным.
Конечно, мы смогли ответить не на все поступившие вопросов. Однако планируем направить участникам индивидуальные ответы по электронной почте.
Выражаю признательность всем, кто откликнулся на наше предложение поделиться своими соображениями о деятельности Совета Безопасности Российской Федерации и задать вопросы, связанные с нашей работой.
С уважением,
Секретарь Совета Безопасности
Российской Федерации
И.Иванов
* * *
Чем отличается российская система обеспечения национальной безопасности от аналогичных по назначению зарубежных систем?
Малахова И.Н., г.Санкт-Петербург
Главная особенность российской системы обеспечения национальной безопасности заключается в том, что к приоритетам безопасности отнесены не только интересы государства, но и жизненно важные интересы личности и общества.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации носит комплексный характер и осуществляется в экономической, внутриполитической, социальной, международной, духовной, информационной, военной, пограничной, экологической и иных сферах, что отражено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Координирует эту масштабную деятельность конституционный орган - Совет Безопасности, возглавляемый Президентом России. Таким образом, глава государства является гарантом обеспечения национальной безопасности.
За последние годы Советом Безопасности Российской Федерации приняты решения по таким серьезным вопросам, как восстановление экономики и социальной сферы в Чеченской Республике, перспективы развития Калининградской области, положение в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Большое внимание было уделено проблемам военного строительства, развитию оборонно-промышленного комплекса, поддержке науки и технологий, совершенствованию инновационной политики. Не остались без внимания внешнеполитические аспекты деятельности России - разработаны концепция внешней политики, стратегии отношений с НАТО и с государствами-участниками СНГ. Выработаны подходы по противодействию международному терроризму, незаконному обороту наркотиков. Приняты Военная доктрина и Доктрина информационной безопасности.
В целом Совету Безопасности все эти годы удавалось оперативно реагировать на новые угрозы и вызовы и находить адекватные решения в различных ситуациях.
Однако сегодня мы живем в новых реалиях. На повестке дня – задача выстраивания стратегической линии развития России на долгосрочную перспективу, прогнозирование новых вызовов и угроз безопасности, выработка мер по их нейтрализации.
Поэтому сегодня Совет Безопасности становится реальным организатором разработки долгосрочных стратегий в области внутренней, внешней и военной политики, важнейшим государственным механизмом, осуществляющим межведомственную координацию действий при решении задач развития страны и обеспечения безопасности. Соответственно и полномочия Совета Безопасности Российской Федерации значительно объемнее, чем у аналогичных зарубежных структур.
К примеру, Совет национальной безопасности США координирует главным образом вопросы военной и международной безопасности. Совет внутренней безопасности Франции ориентирован на разработку направлений политики в области внутренней безопасности и определение ее приоритетов. Генеральный секретариат национальной обороны Франции играет ключевую роль в подготовке решений по международным аспектам французской политики. Федеральный совет безопасности Германии функционирует при правительстве страны и координирует военно-техническое сотрудничество. При этом как в Германии, так и во Франции термин «национальная безопасность» официально не используется, тогда как в США – входит в название многочисленных частных доктрин и стратегий.
С учетом задач, стоящих сегодня перед Россией, приоритетами в работе Совета Безопасности становятся воссоздание системы стратегического планирования, комплекс проблем экономической и экологической безопасности, вопросы встраивания России в информационное общество.
Детальную информацию о работе Совета Безопасности по этим и другим направлениям, а также тексты концептуальных документов Вы можете найти на нашем официальном электронном сайте.
Каковы перспективы разработки стратегии развития нашей страны?
Мельников О.А., г.Мытищи, Московская область
Вопрос затрагивает очень серьезную проблему и требует обстоятельного анализа. Еще 5 - 6 лет назад такая постановка вопроса была бы, пожалуй, преждевременной. Но сейчас она вполне правомерна.
Президент России В.В.Путин в своих последних посланиях Федеральному Собранию четко сформулировал направления государственной политики и определил долгосрочные цели развития страны в социальной сфере, в экономике, во внешней и внутренней политике, в области безопасности и обороны.
В частности, в качестве национальных приоритетов развития России определены: формирование дееспособного гражданского общества, строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей, становление свободного и социально ответственного предпринимательства, борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооруженных Сил и правоохранительных органов, наконец, значимое укрепление роли России в международных делах.
Решение таких масштабных задач требует консолидации всех ветвей государственной власти, гражданского общества, российского бизнеса и выработки долгосрочной комплексной Стратегии развития России.
Сложность состоит в том, что при разработке и реализации стратегии развития России необходимо четко определить цель – какой хотим мы видеть нашу страну через 15 - 20 лет? Предстоит ответить на непростые вопросы, связанные с оптимизацией и увязкой ресурсного обеспечения стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Следует учесть специфику отраслевых и корпоративных интересов, сформировать ряд новых комплексных долгосрочных планов и программ территориального развития. Иными словами, речь идет о создании системы стратегического планирования, которая предусматривает формирование основных направлений устойчивого развития Российской Федерации, а также разработку и периодическую корректировку комплекса мероприятий по реализации национальных приоритетов.
В рамках своей деятельности на этом направлении Совет Безопасности совместно с Правительством России и Российской академией наук считает необходимым ускорить разработку долгосрочного социально-экономического прогноза и формирование системы документов стратегического планирования, в первую очередь комплексной долгосрочной стратегии развития Российской Федерации.
Надеюсь, что в следующем году эти документы будут представлены на утверждение Президенту России.
Каково состояние и направления совершенствования правовой базы в сфере обеспечения национальной безопасности?
Акопов М.М., Ставропольский край, г.Минеральные Воды
Национальную безопасность Российской Федерации невозможно было бы обеспечить без надежной законодательной основы.
Такая основа создана, она работает и постоянно совершенствуется. За последний год приняты федеральные законы, направленные на борьбу с терроризмом и экстремизмом, противодействие коррупции и незаконной миграции, обеспечение экономической, информационной и иной безопасности. А всего за последние 15 лет законодателями принято (без учета поправок) около 100 законов, имеющих непосредственное отношение к обеспечению национальной безопасности.
В то же время потребность в совершенствовании законодательства в сфере национальной безопасности остается актуальной.
В первую очередь, следует обратить внимание на обновление таких документов, как закон Российской Федерации «О безопасности», принятый в первой редакции еще в 1992 году, Концепция национальной безопасности, Военная доктрина Российской Федерации и некоторых других, отражающих ключевые подходы к обеспечению национальной безопасности. Требует совершенствования законодательство по противодействию экстремизму и асоциальным проявлениям ксенофобии, защите духовной сферы, личного и индивидуального сознания от неблагоприятных, особенно деструктивных внешних воздействий.
Работа в этом направлении ведется.
В последнее время Иран не сходит с центральных полос всех СМИ, иранская ядерная программа активно обсуждается на всех уровнях, в т.ч. среди простых граждан, которым небезразлична угроза атомного оружия и перспективы мирного использования ядерной энергии. Вы часто встречаетесь с иранскими представителями, ведете с ними переговоры. Что ждет мировое сообщество в «иранском вопросе»?
Чумаков В.П., г. Обнинск
Действительно, мне, как Секретарю Совета Безопасности, совместно с представителями других российских министерств и ведомств поручено заниматься и этой проблемой. Вопрос очень непростой. С одной стороны, никто не может запретить любому государству осуществлять ядерные исследования в мирных целях. С другой - одной из величайших угроз современности является распространение оружия массового уничтожения. Такая тенденция особо опасна в связи с возможностью попадания ОМУ в руки террористов. Наша задача заключается в том, чтобы предотвратить незаконное распространение ОМУ и использовать достижения в области ядерной энергетики во благо мира и прогресса.
К сожалению, в отношении иранской ядерной программы до сих пор сохраняются вопросы у общепризнанного «контролера» в этой области – МАГАТЭ. Кроме того, ядерные и ракетные устремления Ирана являются предметом повышенного беспокойства США, которые даже выдвигают этот предлог для размещения нового района своей национальной ПРО в Польше и Чехии. Свою задачу в сложившейся ситуации мы видим в том, чтобы через политические многосторонние переговоры, опираясь на нормы международного права и существующие действующие механизмы, выйти на взаимное доверие, которое позволит решить создавшуюся проблему в интересах укрепления и в рамках ДНЯО.
Уважаемый Игорь Сергеевич! Как известно, неурегулированность арабо-израильского конфликта продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих обстановку на Ближнем Востоке и в мире в целом. Какова роль Совета Безопасности Российской Федерации на этом направлении?
Павлова Елена Станиславовна, методист кафедры гражданско-правовых дисциплин МГЛУ, г.Москва
Безусловно, арабо-израильский конфликт остается одной из ключевых проблем современности, от разрешения которой во многом зависит состояние и уровень международной безопасности. В условиях, когда угроза международного терроризма приобретает глобальный характер, у мирового сообщества нет иной альтернативы, кроме как искать выход из этой, кажущейся на первый взгляд тупиковой, ситуации. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации в тесном взаимодействии с МИДом России и другими федеральными министерствами и ведомствами принимает самое активное участие в работе по поиску путей урегулирования арабо-израильского конфликта.
В частности, 9 – 12 апреля 2007 года Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации в сопровождении группы экспертов посетил Государство Израиль и Палестинскую национальную администрацию, где состоялись обстоятельные переговоры и консультации с израильскими и палестинскими руководителями по поиску путей снижения напряженности в двусторонних отношениях. Следует заметить, что в последнее время все без исключения участники арабо-израильского конфликта (Израиль, ПНА, Сирия и Ливан) проявляют все больший интерес к взвешенным и сбалансированным посредническим усилиям и практическим шагам России на этом направлении. Как известно, Россия выступила с инициативой подготовки и проведения Международной конференции по ближневосточному урегулированию с участием всех заинтересованных сторон и международных организаций.
Мы также поддерживаем по линии аппаратов советов безопасности регулярные контакты по этой проблеме с нашими западными партнерами (США, страны Евросоюза) и заинтересованными региональными игроками (Египет, Иордания, страны Персидского залива и Иран). Несмотря на то, что пока нет видимых подвижек и заметных успехов в арабо-израильском урегулировании, в целом мировому сообществу все-таки удается удерживать стороны от новых широкомасшабных вооруженных конфликтов в регионе. Мы верим в то, что рано или поздно мир придет и на эту многострадальную землю, где тысячелетиями проживали представители разных народов и религиозных конфессий.
Последнее время российское руководство стало уделять больше внимания африканскому континенту и его проблемам. Африканская проблематика фигурировала в повестке дня нашего председательства в «Большой восьмерке». Президент В.В.Путин впервые посетил с официальным визитом юг Африки. Не могли бы Вы сказать пару слов и о деятельности СБ РФ на данном направлении?
Екатерина Шемятовец, г. Москва
Да, действительно за последние несколько лет Африка приобрела больший вес в нашей системе внешнеполитических координат. Мы удовлетворены уровнем сотрудничества со странами Северной Африки, Магриба. Будем наращивать взаимодействие с государствами, расположенными к югу от Сахары, сотрудничество с которыми представляет для нас определенный интерес.
Если говорить о контактах с африканскими государствами по линии советов безопасности, то пока они - скорее эпизодические случаи. Это связано в первую очередь с тем, что в большинстве африканских государств просто отсутствуют структуры, аналогичные СБ РФ. Зачастую они выполняют несколько другие функции, либо существуют чисто номинально.
В некоторых странах, например Ливии, СБ был создан совсем недавно. Полагаем, что это открывает новые возможности для развития доверительных контактов по самым деликатным и злободневным вопросам.
Вопросы помощи развитию африканского континента, кризис в Дарфуре, проблемы Сомали и Эритреи, западносахарское урегулирование регулярно обсуждаются в ходе наших контактов с международными партнерами. В частности, мы говорили о них в ходе моих встреч с министром внутренних дел Марокко Ш.Бенмуссой, министром иностранных дел Алжира М.Беджауи и другими представителями африканского континента.
Россия традиционно выступает против грубого давления и вмешательства в дела африканских государств, исходит из необходимости решать возникающие проблемы с учетом интересов всех заинтересованных сторон, не выходя за рамки международного права. По мере необходимости и в пределах наших возможностей будем и в дальнейшем оказывать помощь нашим африканским друзьям.
Господин Иванов, как вы можете прокомментировать отношения России с Грузией. Когда они станут нормальными.
Вахтанг К., г.Москва
Российско-грузинские связи имеют вековые традиции и всегда были добрососедскими, основанными на духовной близости наших народов. Нынешний непростой период в истории отношений России и Грузии создан искусственно. Противоестественность этой ситуации дает основания надеяться, что продолжаться долго она не сможет.
Мы всегда открыты для нормального, конструктивного диалога с нашими грузинскими партнерами по всем проблемным вопросам.
Игорь Сергеевич, скажите пожалуйста, когда наконец Россия признает Приднестровье. На референдуме я голосовал за вхождение Приднестровья в состав России.
С уважением, Вадим из Тирасполя
Полагаю, что волеизъявление населения Приднестровья, как и других «де-факто» государств, необходимо уважать и учитывать.
Вместе с тем позиция России в подобных вопросах всегда основывалась на основополагающих принципах международного права. Одним из них является принцип территориальной целостности государства.
Вместе с тем в последнее время все чаще можно наблюдать пренебрежительное отношение как к этим нормам, так и к архитектуре международного права в целом. Например, некоторые процессы, развивающиеся вокруг косовской проблемы, могут привести к созданию серьезного прецедента, который в будущем будет влиять на методологию разрешения существующих конфликтов.
Уважаемый Игорь Сергеевич, одно время в прессе много писали о комиссии Путин-Ющенко. Продолжает ли работать этот орган сегодня, и каков его механизм.
Заранее спасибо, Максим, студент МГИМО
Российско-Украинская межгосударственная комиссия образована в соответствии с решением президентов России и Украины, зафиксированном в их совместном заявлении от 8 мая 2005 г.
На сегодняшний день утвержден состав и сформированы структурные органы комиссии, которые начали свою работу. Это комитеты по вопросам экономического, международного, гуманитарного сотрудничества, безопасности, а также подкомиссия по вопросам функционирования и пребывания на территории Украины российского Черноморского Флота.
Комитет по экономическому сотрудничеству возглавляют премьер-министры наших стран, остальные органы – руководители профильных министерств и ведомств.
Секретарями российской и украинской частей комиссии являются секретари советов безопасности.
22 декабря 2006 г. в г.Киеве под председательством президентов России и Украины состоялось первое заседание комиссии. По его итогам были подписаны четыре соглашения и намечен план дальнейшей работы.
Такие заседания должны проходить два раза в год в г.Киеве и г.Москве поочередно. В период между заседаниями работа продолжается в рамках рабочих органов комиссии.
В целом можно констатировать, что на высшем государственном уровне между нашими странами создан достаточно эффективный механизм взаимодействия, который позволяет поддерживать российско-украинский диалог практически в непрерывном режиме.
Россия в последнее время живет за счет добычи и продажи нефти и газа за рубеж. Что делается для восполнения сырьевых ресурсов страны?
Ковалев В.И., г.Москва
По оценкам специалистов, без интенсивной геологоразведки природных ресурсов основные виды сырья могут иссякнуть уже через 10 - 15 лет. В связи с этим Правительством Российской Федерации была принята долгосрочная государственная программа изучения и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов до 2020 года, основная цель которой заключается в сбалансированном и рачительном использовании богатств российских недр.
Так, в 2006 г. в геологоразведочные работы государством вложено свыше 103 млрд. руб., при этом из федерального бюджета - 16 млрд. руб., из средств бюджетов субъектов Федерации - 1,2 млрд. руб., из внебюджетных источников (собственных и заемных средств недропользователей) – 86 млрд. руб.
Эти средства позволили лучше изучить геолого-геофизические свойства значительной территории России, Арктики и Антарктики, выявить 63 перспективные площади залегания полезных ископаемых, но данных финансовых затрат явно недостаточно для полноценного развития сырьевой базы страны.
В связи с этим государство отдает приоритет поиску тех минерально-сырьевых ресурсов, за счет которых страна пополняет бюджет. В 2007 г. при увеличении госфинансирования геолого-разведочных работ на 21% (до 19,8 млрд. руб.) средства будут направляться в первую очередь на поиски углеводородов – до 9,4 млрд. руб., в том числе на шельфе – 1,2 млрд. руб.
В 2006 г. прогнозные ресурсы нефти и газа увеличены до 6400 млн.тонн условного топлива, но, по мнению экспертов, это всего лишь предполагаемые, а не реальные запасы.
Запасы действующих высокопродуктивных углеводородных провинций сегодня выработаны более чем на 50%. Половина новых и действующих месторождений в России с трудноизвлекаемыми запасами. Если прогнозные ресурсы не станут реальными месторождениями, то уже к 2020 г. запасы нефти могут быть выработаны более чем на 70%, а к 2030 г. – на 90% и добыча нефти снизится до 120 млн. тонн в год.
В связи с этим Президентом Российской Федерации приняты соответствующие решения по эффективному освоению континентального шельфа России, в частности, по завершению разработки и принятию таких важных документов, как Основы государственной политики в сфере изучения и освоения нефтегазового потенциала шельфа Российской Федерации, Государственная программа создания технических средств, обеспечивающих эффективное изучение и освоение морских нефтегазовых месторождений, Комплексная система безопасности освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа, а также по формированию федерального фонда резервных месторождений углеводородов на континентальном шельфе.
Как решается проблема обеспечения продовольственной безопасности России?
Иванченко Ю.Г., г.Пущено, Московская область
Продовольственная безопасность России рассматривается как составляющая системы экономической безопасности страны. В основе продовольственной безопасности страны лежат положения, касающиеся государственного регулирования качества и безопасности пищевых продуктов, качественного и количественного продовольственного обеспечения граждан России, государственной поддержки экспорта продукции российского сельского хозяйства, системы пропуска на рынок и контроля за оборотом сырья и пищевых продуктов, произведенных с использованием генетически модифицированных источников.
В настоящее время ключевые вопросы обеспечения продовольственной безопасности регулируются рядом базовых федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
Так, обеспечение населения качественными продуктами питания регулируются Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и рядом постановлений Правительства Российской Федерации: «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов», «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий».
Вопросы социально-экономического развития агропромышленного комплекса нашли отражение в Федеральном законе от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», а также в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года», в приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса» и других документах.
Вместе с тем, по мнению специалистов, назрела необходимость принятия закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации».
Широко распространено мнение, что Россия «сидит на нефтяной игле» и очень мало внимания уделяет развитию и продвижению новых технологий. Что делается органами власти по изменению этого положения?
Герасимов П.Н., г.Новосибирск
В современных условиях развитие экономики и обеспечение национальной безопасности в значительной степени определяются технологическим уровнем отраслей экономики и в первую очередь промышленности. Проблемы технологического развития и технологической безопасности страны за последние пять лет неоднократно рассматривались на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации.
За эти годы сделано многое. Правительством Российской Федерации, отечественной наукой и отраслями промышленности предприняты меры по развитию инновационной инфраструктуры и поддержке отечественной науки, но технологический разрыв между Россией и ведущими странами мира не сократился, а по ряду направлений углубляется.
Россия является сегодня страной, все еще ориентированной на экспорт сырья и продуктов первичной переработки, ее высокотехнологичная продукция не конкурентоспособна и не пользуется спросом в мире.
Сегодня проблемы технологического развития встают более остро, чем пять лет назад, одновременно в контексте и национальной безопасности, и национальной конкурентоспособности. По сути, это две неразрывно связанные стороны обеспечения суверенитета страны в условиях глобальной экономики.
В России по-прежнему недостаточно влияние инноваций на развитие производственных мощностей, замену устаревшей продукции на конкурентоспособную, снижение производственных издержек.
Постиндустриальные страны используют новый способ доминирования в мире – производство, применение и распространение, в первую очередь через торговлю, новых знаний. Они создают и продают всему миру информацию и нововведения (инновации), новые технологии, программное обеспечение, медицинские, финансовые и другие услуги, отличающиеся высокой добавленной стоимостью.
Повсеместно пришло осознание того, что залогом успешного развития, как экономического, так и политического, является постоянное инновационное обновление.
Именно поэтому в 2006 году Совет Безопасности Российской Федерации рассмотрел вопрос «О мерах по технологической модернизации российской экономики в целях повышения ее конкурентоспособности».
Технологическую модернизацию следует рассматривать как фундаментальный фактор обеспечения конкурентоспособности и безопасности государства, который будет определять место России в мировом балансе центров силы, какие возможности будут у нас для надежного социального баланса внутри страны на многие десятилетия вперед.
Важнейшей формой участия государства в проведении технологической модернизации является создание и функционирование государственного сектора для решения таких общенациональных задач, как формирование инфраструктуры, модернизация наукоемкого производства, развитие интеллектуального потенциала.
Концентрация государственной поддержки на небольшом количестве приоритетных, лидирующих отраслей и технологий позволяет задать четкое направление движения предприятиям и организациям страны, а также отечественным и иностранным инвесторам.
Технологическая модернизация – это общегосударственная стратегическая задача, сквозная для всех систем государственного и корпоративного управления. Для ее решения необходимо сформировать устойчивые широкомасштабные партнерские отношения между государством и бизнесом в сферах научно-технической, инновационной и промышленной деятельности.
Как оценивается экологическая ситуация в стране и система государственного контроля и надзора в сфере обеспечения экологической безопасности?
Романов П.Ф., г.Челябинск
Охрана окружающей среды является одной из важнейших составляющих национальной безопасности.
Именно этим обусловлена необходимость создания государственной системы регулирования и надзора в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем анализ ситуации, связанной с обеспечением экологической безопасности страны, позволяет сделать вывод о том, что эффективность функционирования этой системы в настоящее время оставляет желать лучшего.
В результате в последние годы в экологической сфере сформировались проблемы, требующие как неотложных, так и рассчитанных на перспективу государственных решений.
В регионах, на территориях которых сосредоточены объекты тяжелой и химической промышленности, нефтегазовой и горнорудной отраслей, черной и цветной металлургии, сложилась неблагоприятная экологическая обстановка.
Отмечается усиление негативного техногенного воздействия на окружающую среду, в том числе сохраняется в целом по стране и по регионам рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (в среднем на 2% в год), при этом 60% городского населения России проживает в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Сохраняет остроту проблема обезвреживания и переработки промышленных и бытовых отходов, а также пришедших в негодность и запрещенных к применению агрохимикатов, особенно в связи с отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации специализированных полигонов, отвечающих санитарным правилам.
Неоправданно затягивается разработки и реализация комплекса мер, в том числе законодательного и нормативно-правового порядка, по реализации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению климата.
До настоящего времени между МПР России, Росприроднадзором и Ростехнадзором не упорядочены функции по выполнению международных обязательств в области негативного техногенного воздействия на окружающую среду, по осуществлению государственного экологического контроля на федеральном уровне, по организации и проведению государственной экологической экспертизы намечаемой деятельности, что приводит к дублированию функций и не отвечает целям проводимой административной реформы.
Учитывая изложенное, вопрос «О мерах по обеспечению экологической безопасности» запланировано в 2007 году вынести для рассмотрения на заседании Совета Безопасности Российской Федерации.
В 2006 году состоялся Совет Безопасности по вопросам демографической ситуации в Российской Федерации, был принят ряд действенных решений на уровне Президента и Правительства. Наметились ли положительные тенденции в воспроизводстве населения в нашей стране?
Нестерова Н.И., г.Брянск
За прошедший год ситуация в стране изменилась. Сегодня реализуется ряд национальных проектов, которые позволят осуществить кардинальные изменения в этой сфере. Так, анализ данных Росстата за первый квартал 2007 года позволяет говорить о том, что наметившиеся в прошлом году тенденции по повышению рождаемости и снижению смертности сохранились.
Так, смертность в Российской Федерации в первом квартале снизилась по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года на 9% (на 47,5 тысяч человек).
Также сохранилась тенденция по снижению младенческой смертности более чем на 12,4%, и в целом отмечены положительные тенденции ввиду роста рождаемости и снижения смертности по естественной убыли населения.
Естественная убыль населения в России в первом квартале 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 28,8%.
В соответствии с принятыми решениями организована работа по назначению и выплате пособий по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Общий объем средств, который перечислен в регионы, сейчас уже составляет 2 миллиарда 137 миллионов. То есть необходимые деньги перечислены, выплаты начались с февраля месяца. Фондами, которые занимаются распределением денег, заключены соответствующие договоры с органами социального обеспечения, которые и ведут финансирование этих расходов.
Так что в целом пока тенденции неплохие.
Одним из известных способов диверсификации экономики в любой стране является возможность поддержки экспорта, прежде всего высокотехнологичной машиностроительной продукции. Какие в этом плане действия предпринимаются у нас в России?
Поляков И.А., г.Королев, Московская область
Действительно, в наиболее развитых промышленных странах созданы специальные механизмы по поддержке экспорта продукции, прежде всего высокотехнологичной продукции.
В России до сегодняшнего дня такой стройной системы эффективно действующих механизмов не было. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина Правительство Российской Федерации разработало механизмы поддержки экспорта продукции российских предприятий. Основную роль в этой системе будет играть создаваемый Банк развития.
Законопроект о создании Банка развития принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении. В течение двух месяцев законопроект должен быть принят окончательно, и со второй половины этого года банк приступит к своей работе уже в новом формате в соответствии с принятым законом.
В 2007 году на поддержку экспорта из бюджета будет затрачена сумма, эквивалентная трем с половиной миллиардам долларов США. Из них половина – это средства на производство и поставки промышленной продукции и продукции военно-технического назначения в счет бывших советских долгов. Кроме того, часть этих средств будет потрачена в виде связанных кредитов и государственных гарантий при реализации крупных проектов российскими компаниями, прежде всего в секторе энергетики и в первую очередь в Китае и Индии. Порядка одного миллиарда долларов – это государственные гарантии на реализацию инвестиционных проектов российскими компаниями за рубежом.
Каковы перспективы развития Вооруженных Сил?
Иванов А.П., г.Долгопрудный, Московская обл., ветеран Вооруженных Сил
Развитие Вооруженных Сил будет осуществляться согласно утвержденному Президентом Российской Федерации плану их строительства на 2006 – 2010 годы. Идеология дальнейшего преобразования Вооруженных Сил определена решением Совета Безопасности от 28 июня 2005 г. по вопросу о перспективах развития военной организации Российской Федерации до 2015 года.
Основными приоритетами являются:
- совершенствование боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, увеличение количества соединений и воинских частей постоянной готовности;
- повышение интенсивности и качества подготовки войск и органов военного управления;
- оснащение армии и флота современными системами вооружения, военной и специальной техники;
- совершенствование системы комплектования и дальнейшее решение вопроса по переводу Вооруженных Сил на комплектование по контракту;
- повышение уровня жизни военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, решение их социальных проблем.
В целом будет продолжена работа по созданию обладающей необходимым боевым потенциалом военной организации и приведение ее потребностей в соответствие с экономическими возможностями государства.
Предполагается ли полный перевод нашей Армии на службу по контракту?
Тимирязев А., г.Хабаровск, студент ВУЗа
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в Российской Федерации прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Полностью прохождение военной службы по контракту предусматривается в соединениях и воинских частях постоянной готовности, на что и направлена федеральная целевая программа «Перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы.
Переход на военную службу по контракту для военнослужащих, находящихся на должностях матросов, сержантов и старшин Военно-Морского Флота, предусматривается осуществить с 1 января 2009 года.
Таким образом, количество военнослужащих по призыву в армии и на флоте будет постепенно уменьшаться. Одновременно начиная 2008 года продолжительность срочной службы будет сокращена до 1 года.
Как решается вопрос обеспечения военнослужащих жильем?
Серов М.А., г.Барнаул, военнослужащий
Обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей продолжает оставаться одной из важнейших задач государства.
Правительству Российской Федерации удалось приостановить рост и начать постепенное снижение количества военнослужащих, нуждающихся в жилье, за счет увеличения темпов строительства и приобретения жилья.
В 2006 году военнослужащим и военным пенсионерам за счет всех источников финансирования было выделено более 40 тысяч квартир.
Планируется к 2010 году полностью обеспечить военнослужащих постоянным жильем, а к 2012 году – служебным жильем.
Хотелось бы знать, как будет повышаться денежное довольствие военнослужащим?
Королев В.А., г.Кострома, военнослужащий
Во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации от 28 июня 2005 г. Правительством Российской Федерации изданы постановления о повышении с 1 января 2006 г. и 1 января 2007 г. размеров окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на 15 и 10 процентов соответственно.
На декабрь этого и сентябрь следующего года запланированы два 15-процентных повышения должностных окладов и окладов по воинским званиям.
Кроме того, организована работа по реформированию денежного довольствия военнослужащих в связи с введением с 1 декабря 2007 г. в оклад по воинскому званию денежной компенсации взамен продовольственного пайка, что позволит повысить денежное довольствие военнослужащих в среднем на 3-5 процентов.
В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» предусмотрено дополнительное повышение окладов по воинской должности и воинскому званию в августе 2009 года на 6,8% и в январе 2010 года – на 6,5 %.
В развитии российской промышленности наметился определенный прогресс. За эту сферу деятельности сегодня отвечает первый вице-премьер – С.Б.Иванов. Судя по его заявлениям, локомотивом российской промышленности снова объявляется военно-промышленный комплекс. Не приведет ли это опять к построению в стране милитаризованной экономики?
А.Иванов, г.Москва
Современный мир активно входит в период жесткой технологической конкуренции, когда статус государства определяется отнюдь не обладанием большей или меньшей территорией или геологическими ресурсами, а конкурентоспособностью на рынке технологий. Так уж исторически сложилось, что предыдущие десятилетия основные научные и технологические отечественные достижения были в той или иной мере связаны с решением вопросов обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
В этой связи на современном этапе все более возрастает роль ОПК, который, используя свой научно-технологический потенциал, способен стать авангардом инновационного развития российской обрабатывающей промышленности или, как вы выразились, локомотивом российской промышленности.
Наиболее полно это должно затронуть сферу использования межотраслевых технологий двойного применения для создания высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
Основное предназначение оборонно-промышленного комплекса, естественно, по-прежнему сохраняется – решение задач военно-технического обеспечения обороны и безопасности государства. Однако помимо этого, перед ним ставится широкий спектр дополнительных задач. При этом мы отчетливо осознаем, что полноценное вхождение российской оборонной промышленности в рыночную систему хозяйствования невозможно без серьезного повышения инвестиционной и инновационной привлекательности предприятий ОПК. Для этого необходимо широкое развитие системы государственно-частного партнерства. Кроме того, развитие ОПК не может рассматриваться как некая самодостаточная задача, а будет вписываться в общую стратегию и логику экономического развития страны и структурных изменений и опираться на четко просчитанные экономические возможности государства. Конкретные шаги в этом направлении будут выстраиваться на основе программно-целевых механизмов.
Когда российские граждане и юридические лица смогут начать пользоваться услугами космической системы навигации «ГЛОНАСС»?
Смирнов Б.И., г.Нижний Новгород
Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» обеспечит для российских граждан и юридических лиц возможность использования на территории Российской Федерации услуг, предоставляемых системой ГЛОНАСС, в 2008 году.
При этом Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации» установлено, что доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.
Какая ситуация сложилась в настоящее время в сфере охраны государственной границы Российской Федерации и что предпринимают органы государственной власти для обеспечения пограничной безопасности страны?
Ульянов Ю., г.Ростов-на-Дону
Рассматривая современный спектр угроз и вызовов безопасности России на государственной границе, следует отметить, что за последние 15 лет он значительно видоизменился и расширился. Данное обстоятельство обусловлено рядом факторов. Прежде всего, изменением геополитического положения России после распада Советского Союза. Появились новые, необорудованные и необустроенные участки государственной границы общей протяженностью более 13 тыс.км, это граница со странами Балтии, с Белоруссией, Украиной, государствами Закавказья и Казахстаном. Вблизи российских границ продолжают сохраняться очаги напряженности и зоны конфликтов различной интенсивности (Афганистан и др.).
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации создает деятельность террористических и экстремистских организаций на Северном Кавказе. Их действия, материально и финансово поддерживаемые из-за рубежа, направлены на дестабилизацию ситуации в Северо-Кавказском и других регионах Российской Федерации.
Транснациональными преступными группировками предпринимаются активные попытки создания на отдельных участках границы устойчивых каналов наркотрафика, незаконного перемещения товаров и грузов, а также незаконной миграции.
Органами пограничной службы ФСБ России только в 2006 г. на государственной границе изъято около 3 тонн наркотических и психотропных веществ, задержано контрабанды на общую сумму свыше 580 млн. рублей, 162 ед. огнестрельного оружия. Не пропущено через границу на законных основаниях свыше 130 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства.
Сложная обстановка сохраняется в сфере охраны водных биологических ресурсов. Незаконный промысел морепродуктов и браконьерство наносят ощутимый ущерб экономической безопасности России. В 2006 г. за различные нарушения правил ведения промысла задержано более 580 судов, из них свыше 100 - иностранных. На юридических и физических лиц наложено административных штрафов на общую сумму 464 млн. рублей. У нарушителей изъято 2565 тонн незаконно добытой морепродукции.
Обеспечение пограничной безопасности является важнейшей составляющей в общей системе мер по защите национальных интересов Российской Федерации.
Советом Безопасности Российской Федерации в сентябре 2003 г. определены основные задачи по обеспечению безопасности страны в пограничной сфере в современных условиях. В соответствии с его решениями Правительством Российской Федерации в апреле 2005 г. утверждена Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 годы)».
В рамках реализации Программы планируется обустроить и оснастить современными техническими средствами около 12 тыс. км государственной границы, прежде всего новых ее участков в Северо-Кавказском регионе, а также границы России с Казахстаном, Украиной и со странами Балтии. Большое внимание в Программе уделено развитию социально-бытовой и материально-технической базы пограничной деятельности. Общий объем финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета составляет более 65 млрд. рублей.
По решению Совета Безопасности Российской Федерации Государственной пограничной комиссией в январе 2005 г. утверждена Концепция формирования интересов Российской Федерации в пограничной сфере, которая предусматривает создание принципиально новой системы построения защиты и охраны государственной границы Российской Федерации. Реализация положений Концепции позволит придать российской границе качественно новый облик, обеспечивающий адекватное реагирование на изменения в политической, экономической и социальной жизни страны, и будет способствовать интенсивному развитию международных экономических и культурных связей Российской Федерации.
Важным направлением обеспечения пограничной безопасности является дальнейшее расширение и углубление пограничного сотрудничества с государствами – участниками СНГ, государствами – членами – ЕврАзЭС, ОДКБ, Союзного государства России и Белоруссии, а также с другими странами.
Реализация мер, определенных Советом Безопасности Российской Федерации в пограничной сфере, позволит существенно модернизировать и укрепить защитный комплекс России на государственной границе.
На что нацелена миграционная политика и как обеспечивается миграционная безопасность страны? Участвует ли Совет Безопасности Российской Федерации в выработке государственной миграционной политики?
Антонов И.Н., г.Москва
Перспективы социально-экономического и демографического развития Российской Федерации, обеспечение ее национальной безопасности и геополитических интересов требуют качественно новых подходов к деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в миграционной сфере.
На состоявшемся в марте 2005 г. заседании Совета Безопасности Российской Федерации сформулированы цели, приоритетные направления, принципы и основные задачи государственной миграционной политики Российской Федерации.
В решении Совета Безопасности Российской Федерации сформулирована главная цель миграционной политики государства – обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны. В качестве приоритетных ее направлений определены вопросы, связанные с привлечением в экономику страны квалифицированных трудовых ресурсов, содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, формирование гармоничной системы расселения, а также эффективное противодействие преступлениям и правонарушениям в сфере миграции.
В соответствии с решениями Совета Безопасности Российской Федерации ведется работа по созданию интегрированного центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих на территории России, разработан межведомственный план по противодействию нелегальной миграции на 2006 - 2008 годы.
В июле 2005 г. и марте 2006 г. на оперативных совещаниях Совета Безопасности Российской Федерации рассмотрены дополнительные меры по совершенствованию государственной миграционной политики России.
В июне 2006 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Какие тенденции характеризуют современное состояние преступности в Российской Федерации?
Бабиков С., г.Самара
В 2006 г. органами внутренних дел Российской Федерации рассмотрено свыше 19 млн. заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях и преступлениях. По каждому шестому сообщению принято решение о возбуждении уголовного дела.
Всего зарегистрировано более 3 миллионов 855 тысяч преступлений, что на 8,5% больше, чем в 2005 году. Отмечено сокращение почти на 3,5% удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений.
В 2006 г. сохранилась наметишаяся в 2005 г. тенденция к сокращению количества насильственных и корыстно-насильственных преступлений, таких как убийство и покушение на убийство (на 11%), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (на 11,1%), разбои
(на 6,1%), в том числе совершенных с незаконным проникновением в жилище или иное хранилище (на 18,2%), грабежи (на 3,7%), в том числе совершенных с незаконным проникновением в жилище или иное хранилище (на 15,4%) и т.д.
Вместе с тем рост регистрируемых преступлений отмечен в 68 субъектах Российской Федерации. Увеличивается количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, совершенных в общественных местах, на транспорте.
По сравнению с 2005 г. на 11,8% возросло число преступлений экономической направленности, постоянно активизируется борьба с незаконным оборотом наркотиков, в 2006 г. в названной сфере выявлено на 21% больше преступлений.
В 2006 г. более трети оконченных расследованием преступлений совершено лицами, ранее совершавшими преступления, каждое шестое – в состоянии алкогольного опьянения, каждое двенадцатое – несовершеннолетними или при их участии.
Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 53 тыс. преступлений, что на 3,5% больше, чем в 2005 г.
В январе-декабре 2006 г. зарегистрировано 229,1 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 32724 человека и 285362 - получили ранения.
Какие меры принимаются по противодействию распространению наркомании в Российской Федерации?
Федулова А.И., г.Новосибирск
В последние пятнадцать лет ситуация, связанная с распространением наркомании, находится в ряду самых актуальных проблем в Российской Федерации. Сегодня эта болезнь поразила практически все социальные слои населения, проникла в учебные заведения, затронула правоохранительные органы и армейскую среду. Наблюдается постоянное снижение возраста приобщения детей и подростков к употреблению наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. За последние десять лет средний возраст так называемой «первой пробы» сократился с 17 до 11 лет.
С учетом остроты проблемы органами государственной власти осуществлен комплекс мер, направленных на предупреждение наркомании.
В 1993 году утверждена Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. В 1994 году создана Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. В 1998 году принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». В 1999 году решением Совета Безопасности Российской Федерации утверждены «Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года».
Стратегия противодействия злоупотреблению наркотиками воплощалась в жизнь с помощью федеральных целевых программ на
1995 - 1997, 1999 - 2001 и 2002 - 2004 годы. С сентября 2005 г. действует новая антинаркотическая программа на 2005 - 2009 годы с бюджетом более 3 млрд. рублей.
Проблемы, связанные со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, неоднократно обсуждались на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации и Государственного совета Российской Федерации. Важнейшим результатом реализации решений указанных органов явилось создание в 2003 году Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
При полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах и в субъектах Российской Федерации созданы антинаркотические межведомственные комиссии. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты региональные антинаркотические программы, действуют координационные советы по профилактике наркомании.
Реализуется разработанная Министерством образования Российской Федерации Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами, одобренная в 2000 году решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и рекомендованная для использования в работе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с названной Концепцией разработаны федеральные, региональные, ведомственные, специализированные программы профилактики потребления психоактивных веществ и охраны психического здоровья для студентов и учащихся общеобразовательных школ.
Создается сеть центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками. Увеличивается число так называемых «школ здоровья», организуются центры содействия его укреплению, кабинеты профилактики наркомании.
Специализированная медицинская помощь больным наркоманией оказывается на базе 14 крупных наркологических больниц, 182 наркологических диспансеров, 1975 наркологических кабинетов и отделений, развернутых при различных медицинских учреждениях, 350 подростковых кабинетов.
В стране функционирует 3 самостоятельных государственных антинаркотических реабилитационных центра, 227 негосударственных учреждений для лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
Уважаемый Игорь Сергеевич!
Что конкретно сделано государством за последнее время по противодействию терроризму в нашей стране.
Вячеслав, студент из Саратова
Уважаемый Вячеслав!
В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет. Возглавляет Комитет Председатель - Директор ФСБ России Патрушев Н. П.
На Комитет возложены задачи, направленные на комплексное противодействие терроризму, координацию деятельности министерств и ведомств, силовых структур, органов власти и управления, мониторинг и устранение причин и условий, способствующих распространению терроризма.
Принципиально важным является то, что к компетенции Комитета отнесены все направления деятельности в сфере противодействия терроризму: профилактика терроризма, борьба с террористической деятельностью и ликвидация возможных последствий терактов.
В составе Национального антитеррористического комитета для реагирования на масштабные проявления терроризма создан Федеральный оперативный штаб.
В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии и оперативные штабы.
В результате в 2006 году общая тенденция динамики террористической активности характеризуется понижением ее уровня по сравнению с предыдущими годами, что обусловлено в первую очередь возросшей результативностью антитеррористических мероприятий, проводимых федеральным центром, силовыми и властными структурами Российской Федерации и республик Северного Кавказа.
Количество террористических актов в нашей стране сократилось с 257 в 2005 году до 152 в 2006 году (из них в Чеченской Республике - со 111 до 74, в Республике Дагестан - с 77 до 17).
В 2006 году был проведен ряд успешных спецопераций, в результате которых нарушена система управления бандформированиями, а их руководящему звену нанесен ощутимый урон. Пресечена деятельность более 200 бандитов, включая 35 бандглаварей (среди них Басаев, Сайдулаев - преемник Масхадова) и эмиссаров международных террористических организаций (Абу-Хавс - главный финансист террористов, Абу-Джарах, Бурахля и др.). Предотвращено более 300 террористических актов, которые планировалось осуществить на территории Дагестана, Чечни, Ингушетии, Ставропольского края, в том числе вооруженное нападение на органы власти и управления в г.Черкесске, аналогичное по своим масштабам нападению на г.Нальчик в октябре 2005 года.
Уважаемый Игорь Сергеевич!
Объясните мне, пожилому человеку, зачем в последнее время у нас в стране стали копировать Запад и стали пугать людей разными уровнями террористической опасности. Даже цвета для них придумали?
Лидия Андреевна, пенсионерка из Москвы
Уважаемая Лидия Андреевна!
Государство в первую очередь призвано защищать своих граждан.
Мир, в котором мы живем, стал менее безопасен. В него пришло зло, именуемое терроризмом. Основная задача, которую ставят перед собой террористы, это запугать наших граждан, посеять страх и панику. Для того чтобы наши сограждане знали, что для защиты их жизни и здоровья соответствующие российские структуры проводят огромную работу. В частности, как один из элементов затруднения террористам достижения поставленных целей, повышения бдительности граждан, сначала на Западе, а теперь и у нас предложено более активно информировать население о возможных угрозах совершения терактов – так называемые различные уровни террористической опасности. Приживется это нововведение у нас или нет – покажет время.
Уважаемый Игорь Сергеевич!
Отрадно было отметить слова В.В.Путина в послании Федеральному Собранию о том, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность». Хотелось бы узнать, как к этой проблеме относится Совет Безопасности, который, может я ошибаюсь, в своей деятельности сосредоточился исключительно на вопросах обороны и правоохранительной деятельности.
Маркелова, педагог
Понимаю и разделяю Вашу озабоченность.
Одной из важных составляющих национальной безопасности государства, обеспечением которой занимается Совет Безопасности, является защита национальных интересов в информационной сфере. Именно в этой сфере наряду с другими процессами идет формирование интеллектуальных и творческих ресурсов страны, культурного наследия и нравственных ценностей.
Ситуация, связанная с сохранением традиционных моральных норм в общественных отношениях, культурной и гражданской идентичности населения страны, безусловно, вызывает тревогу. Особо негативные результаты приносит распространение философии индивидуализма и потребительства.
Многие СМИ усиленно пропагандируют низкосортную продукцию так называемой «массовой культуры».
Наиболее уязвимым к последствиям недостаточного внимания к проблемам духовности и нравственности является подрастающее поколение. На фоне эскалации индустрии развлечений безразличие и эгоизм становятся атрибутами поведения целых социальных групп.
В этих условиях прежде всего образование должно реализовывать функцию воспитания личности, формирования идентичности человека как гражданина Российской Федерации. В содержательной части гуманитарных дисциплин, не отрицая положительного в общественных ценностях и культурных традициях зарубежных стран, основное внимание должно уделяться отечественным историческим, научным и культурным достижениям. Это окажет благоприятное влияние на формирование самосознания и самоуважения молодого поколения России.
Проблемы духовности и нравственности не могут оставаться вне зоны ответственности Совета Безопасности. Меры противодействия негативным процессам в этой области принимаются государством в рамках реализации Доктрины информационной безопасности, одобренной Советом Безопасности и утвержденной Президентом в 2000 г.
Уважаемый Игорь Сергеевич!
Я учусь на специалиста по компьютерной безопасности. Мы с друзьями уже живём в новом виртуальном обществе и общаемся в чатах со сверстниками как в нашей стране, так и за рубежом. Многое уже умеем делать сами и начитаны о подвигах хакеров – пиратов XXI века. Понимаем, что проблема киберпреступности и хакерства волнует государственные структуры. Не могли бы Вы сказать, что делается у нас в стране по предотвращению этого нового вида преступлений?
Сергей, студент 3-го курса
Сергей, спасибо за вопрос.
Действительно, количество компьютерных преступлений, совершаемых как у нас в стране, так и за рубежом, равно как и ущерб от осуществления этих деяний, продолжают увеличиваться. По данным МВД России, ежегодно отмечается прирост количества зарегистрированных преступлений, совершаемых с использованием современных информационных технологий. За последние шесть лет количество таких преступлений увеличилось практически в 10 раз (с 1375 - в 2000 г. до 14810 – в 2005 г.).
Сохраняется высокая интенсивность компьютерных атак на критически важные объекты инфраструктуры России. Так, по данным специальных служб, ежегодно выявляется около 700 тыс. попыток проведения компьютерных атак через сеть «Интернет» на официальные информационные ресурсы органов государственной власти России, из них около 60 - 80 тыс. – на официальное Интернет-представительство Президента Российской Федерации.
Задачи обнаружения и предотвращения компьютерных атак актуальны не только для противодействия организованной преступности, терроризму, но и важны по отношению к отдельным хакерам, так как, с одной стороны, причиненный ими ущерб может оказаться существенным, а с другой стороны, не исключено, что за их действиями могут стоять интересы других государств или преступных группировок.
Уполномоченными ведомствами проводится большая работа по созданию в стране единой системы мониторинга киберпреступности.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее. В стране налажена система подготовки специалистов в области компьютерной безопасности. Хотел бы пожелать вам, Сергей, и в вашем лице всем студентам вашей специальности, успешно осваивать знания в области передовых информационных технологий и средств их защиты, так как будущее нашей страны мы связываем с вашим трудом на профессиональном поприще во имя обеспечения информационной безопасности нашего Отечества.