Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Олег Храмов выступил на конгрессе «Стратегическое лидерство в цифровую эпоху и технологии искусственного интеллекта» в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2021»
24 августа 2021 года
Технологии искусственного
интеллекта являются одним из ключевых факторов Четвертой промышленной революции
и при этом требуют внимания с точки зрения обеспечения безопасности и защиты национальных
интересов.
В настоящее время активное внедрение технологий, позволяющих имитировать когнитивные функции человека, идет на уровне государственных структур, научно-исследовательских и производственных организаций и на уровне частных компаний.
Вектор развития отечественных технологий в этой сфере определен в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490.
В рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также различных профильных госпрограмм, проектов и «дорожных карт» выработан комплекс соответствующих мер, направленных на реализацию Стратегии.
При этом приоритетными направлениями использования технологий искусственного интеллекта в Российской Федерации являются развитие отраслей экономики и социальной сферы.
Вместе с тем в условиях тотальной цифровизации технологии искусственного интеллекта приобретают форму инструмента геополитического влияния.
Более того, в научной среде активно обсуждаются сценарии предстоящих конфликтов между человеческой цивилизацией и будущим сообществом машин. Вопрос, кто будет этим сообществом управлять, становится отнюдь не риторическим.
Констатируем в связи с этим, что область искусственного интеллекта неизбежно превращается в сферу не только научно-технической конкуренции, но и военно-политического противоборства.
Учитывая факторы этих угроз, развитые страны, прежде всего США и их ближайшие союзники, на различных международных площадках активно продвигают выгодные им подходы к формированию фундаментальных основ создания систем искусственного интеллекта и регулирования их применения в различных областях.
Очевидно,
что целью государств, преуспевших в разработке таких правил и стандартов, и
стремящихся к их закреплению
на международном уровне, является получение в меняющихся исторических реалиях
новых возможностей доминирования
в мировом масштабе.
При этом существует риск подмены объективных критериев, касающихся функциональности, надежности и безопасности автоматизированных систем, нечеткими субъективными оценками, которые могут позволить использовать новые технологии для достижения конъюнктурных политических и экономических целей.
Эти обстоятельства формируют угрозы национальной безопасности Российской Федерации и диктуют необходимость адекватного реагирования.
Россия выступает против недобросовестной конкуренции,
создания неравных условий для доступа к передовым технологиям
и ограничения их продвижения на рынках других стран.
При этом стратегически важной является консолидация усилий всех заинтересованных государственных органов и коммерческих организаций на следующих направлениях:
внедрение
российских технологических решений
в международные стандарты и другие документы, регулирующие
сферу разработки искусственного интеллекта;
продвижение на мировых рынках отечественных разработчиков технологий и продуктов искусственного интеллекта;
обеспечение государственной поддержки процессу подготовки специалистов в сфере искусственного интеллекта.
Решение этих задач в текущий период и на перспективу является необходимым условием защиты интересов национальной безопасности и цифрового суверенитета Российской Федерации.