Совет Безопасности Российской Федерации

Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Олег Храмов выступил на конгрессе «Стратегическое лидерство в цифровую эпоху и технологии искусственного интеллекта» в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2021»

24 августа 2021 года
hramov_int

Технологии искусственного интеллекта являются одним из ключевых факторов Четвертой промышленной революции и при этом требуют внимания с точки зрения обеспечения безопасности и защиты национальных интересов.

В настоящее время активное внедрение технологий, позволяющих имитировать когнитивные функции человека, идет на уровне государственных структур, научно-исследовательских и производственных организаций и на уровне частных компаний.

Вектор развития отечественных технологий в этой сфере  определен в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490.

В рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также различных профильных госпрограмм, проектов и «дорожных карт» выработан комплекс соответствующих мер, направленных на реализацию Стратегии.

При этом приоритетными направлениями использования технологий искусственного интеллекта в Российской Федерации являются развитие отраслей экономики и социальной сферы.

Вместе с тем в условиях тотальной цифровизации технологии искусственного интеллекта приобретают форму инструмента геополитического влияния.

Более того, в научной среде активно обсуждаются сценарии предстоящих конфликтов между человеческой цивилизацией и будущим сообществом машин. Вопрос, кто будет этим сообществом управлять, становится отнюдь не риторическим.

Констатируем в связи с этим, что область искусственного интеллекта неизбежно превращается в сферу не только научно-технической конкуренции, но и военно-политического противоборства.

Учитывая факторы этих угроз, развитые страны, прежде всего США и их ближайшие союзники, на различных международных площадках активно продвигают выгодные им подходы к формированию фундаментальных основ создания систем искусственного интеллекта и регулирования их применения в различных областях.

Очевидно, что целью государств, преуспевших в разработке таких правил и стандартов, и стремящихся к их закреплению
на международном уровне, является получение в меняющихся исторических реалиях новых возможностей доминирования
в мировом масштабе.

При этом существует риск подмены объективных критериев, касающихся функциональности, надежности и безопасности автоматизированных систем, нечеткими субъективными оценками, которые могут позволить использовать новые технологии для достижения конъюнктурных политических и экономических целей.

Эти обстоятельства формируют угрозы национальной безопасности Российской Федерации и диктуют необходимость адекватного реагирования.

Россия выступает против недобросовестной конкуренции, создания неравных условий для доступа к передовым технологиям
и ограничения их продвижения на рынках других стран.

При этом стратегически важной является консолидация усилий всех заинтересованных государственных органов и коммерческих организаций на следующих направлениях:

внедрение российских технологических решений
в международные стандарты и другие документы, регулирующие сферу разработки искусственного интеллекта;

продвижение на мировых рынках отечественных разработчиков технологий и продуктов искусственного интеллекта;

обеспечение государственной поддержки процессу подготовки специалистов в сфере искусственного интеллекта.

Решение этих задач в текущий период и на перспективу является необходимым условием защиты интересов национальной безопасности и цифрового суверенитета Российской Федерации.