Совет Безопасности Российской Федерации

Заместитель Секретаря Совета Безопасности России Александр Гребенкин прокомментировал представителям средств массовой информации новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации

6 июля 2021 года

Александр Николаевич, Президент России утвердил новую редакцию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Каковы основные итоги реализации предыдущей Стратегии по такому важному направлению как обеспечение государственной и общественной безопасности?

- Прежде всего хотелось бы отметить, что предыдущая редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации действовала с 31 декабря 2015 года. Согласно законодательству в сфере стратегического планирования этот документ необходимо корректировать каждые шесть лет. Поэтому сейчас принят не полностью новый документ, а обновленная редакция Стратегии.

За время ее реализации удалось сохранить политическую и социальную стабильность в обществе, укрепить правопорядок и в целом снизить на 5,4% уровень преступности в стране. Например, почти в 5 раз сократилось количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, практически на треть уменьшилось число зарегистрированных наркопотребителей. В результате принятых мер по гуманизации уголовной политики численность контингента в местах лишения свободы на сегодняшний день является самой низкой за последние 25 лет (по состоянию на 1 января 2021 г. – 475 тыс. человек).

Успешно решались задачи обеспечения общественной безопасности и охраны правопорядка в условиях пандемии СОVID-19. Оперативно ликвидировались последствия различного рода аварий и катастроф.

Обеспечению государственной и общественной безопасности способствовали принятые меры, направленные на усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, повышение эффективности деятельности спецслужб и правоохранительных органов по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Значительное внимание уделено совершенствованию единой государственной системы профилактики преступности, реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления и формированию в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.

Проделана значительная работа по совершенствованию антиэкстремистской деятельности, укреплению межнационального и межконфессионального согласия в стране.

Принятые меры позволили своевременно пресекать попытки внешнего вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.
В частности, с 2016 года по настоящее время признана нежелательной и запрещена в России деятельность 30 иностранных организаций, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны и безопасности государства.

Продолжается реализация комплекса мероприятий по обустройству и техническому оснащению государственной границы, включая развертывание высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем в Арктике, в Северо-Кавказском и Дальневосточном регионах, а также на российско-казахстанском и других участках государственной границы. В результате применения в пунктах пропуска программно-технических комплексов в ходе пограничного, таможенного и иных видов контроля существенно повысилась эффективность и оперативность проверок пересекающих государственную границу лиц, транспортных средств и грузов. Это способствует укреплению статуса России как одного из крупнейших международных транспортно-логистических центров.

Следует отметить, что особое внимание было сконцентрировано на стратегических подходах к совершенствованию системы обеспечения государственной и общественной безопасности. К числу важных итогов необходимо отнести рассмотрение и одобрение Советом Безопасности Российской Федерации ключевых документов стратегического планирования. Этому предшествовала последовательная работа аппарата Совета Безопасности Российской Федерации во взаимодействии с правоохранительными органами и спецслужбами по выстраиванию стройной системы концептуальных взглядов, которая получила свое развитие.

На сегодняшний день Президентом Российской Федерации по основным направлениям обеспечения государственной и общественной безопасности утверждено порядка 20 базовых документов стратегического планирования. Среди них – Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, Основы государственной пограничной политики Российской Федерации и ряд других. Важное свойство всех этих документов в том, что они имеют прикладной характер, т.к. реализуются на основе обеспеченных финансированием актуализированных межведомственных (комплексных) планов с указанием конкретных сроков и ответственных исполнителей.

Таким образом, в настоящее время на основе Стратегии сформирован унифицированный механизм своевременного реагирования на угрозы государственной и общественной безопасности, который позволяет на должном уровне защищать конституционный строй, суверенитет, государственную и территориальную целостность Российской Федерации, основные права и свободы ее граждан, а также сохранять политическую и социальную стабильность в обществе.

 . Какие, по Вашему мнению, необходимо учитывать современные вызовы и угрозы при обеспечении государственной и общественной безопасности?

Нельзя не отметить, что изложенные в прошлой редакции Стратегии основные угрозы государственной и общественной безопасности и на сегодняшний день во многом не утратили своей актуальности. Однако за последнее время в условиях динамично меняющейся внутренней и внешней обстановки их характер претерпел определенные изменения и вызвал появление новых опасностей.

В последнее время все отчетливее проявляются действия деструктивных сил за рубежом и внутри России, которые наращивают попытки использовать имеющиеся в Российской Федерации социально-экономические проблемы для ослабления ее внутреннего единства, инспирирования и радикализации протестного движения, поддержки маргинальных групп и раскола российского общества. Одновременно набирают обороты целенаправленные усилия по размыванию традиционных ценностей, искажению мировой истории и роли России в ней, реабилитации нацизма, стимулированию межнациональных и межконфессиональных противоречий, манипуляций в информационной сфере.

Не снижается активность разведывательно-подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, в том числе с использованием подконтрольных им российских общественных объединений и отдельных лиц. Международные террористические и экстремистские организации стремятся к усилению пропагандистской и вербовочной работы, созданию законспирированных ячеек на территории России, втягиванию в противоправную деятельность российской молодежи. Для распространения недостоверной информации, организации незаконных публичных акций широко используются возможности глобальных интернет-компаний.

Высоким остается уровень преступности против собственности, в сфере использования водных биологических и лесных ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства, а также в кредитно-финансовой сфере. Наблюдается рост числа преступлений в области использования информационно-коммуникационных технологий. Дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку оказывают проявления экстремизма. По-прежнему порядка 60% преступлений экстремистской направленности фиксируется в сети «Интернет».

Серьезный вызов общественной безопасности представляют нерешенные вопросы в сфере оборота оружия, что, в том числе, подтверждается трагическими событиями в Казани в мае 2021 г., где жертвами преступления, связанного с применением оружия, стали дети и учителя гимназии.

В условиях пандемии продолжают нарастать негативные процессы, связанные со значительным распространением хищений денежных средств и имущества граждан с применением IT-технологий. В целом за последние 5 лет число таких преступлений возросло в 25 раз.

Не ослабевают угрозы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обусловленные изменением климата, лесными пожарами,  наводнениями и паводками, износом инфраструктуры, заносом и распространением опасных инфекционных заболеваний. 

В обновленной Стратегии особо обращено внимание, что на фоне сохраняющихся в Российской Федерации социально-экономических проблем растет общественный запрос на повышение эффективности государственного управления и социальную справедливость, усиление борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственной собственности, на проведение не подверженной групповым и родственным интересам кадровой политики в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в организациях с государственным участием.

  Александр Николаевич, с учетом названных Вами вызовов и угроз, а также долгосрочных тенденций развития ситуации в стране и мире, какие приоритеты, новые цели и задачи в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности сформулированы в новой редакции Стратегии национальной безопасности?

-В новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что она является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы, стратегические национальные приоритеты, цели и задачи государственной политики обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Важнейшими направлениями обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, как и в прежней редакции Стратегии, являются стратегические национальные приоритеты. Надо сказать, что их количество осталось прежним, существенно изменились название и тематическое содержание большинства из них. Данная новелла продиктована результатом кропотливой аналитической работы ученых, практиков и руководителей различных министерств и ведомств при координирующей роли аппарата Совета Безопасности Российской Федерации.

При этом структура и наполнение национального стратегического приоритета «государственная и общественная безопасность» также потребовали значительной корректировки.

В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации высшим национальным приоритетом определено – сбережение народа России. В новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации этот приоритет занял ведущее место и в нем зафиксировано, что народ является главным достоянием и носителем суверенитета Российской Федерации. В связи с этим охрана суверенитета названа среди важнейших направлений обеспечения государственной и общественной безопасности.

Исходя из указанных подходов, защита конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение независимости Российской Федерации, укрепление законности и правопорядка, гражданского мира и согласия, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также защита граждан, всех форм собственности и российских традиционных духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств отнесены к основным целям обеспечения государственной и общественной безопасности.

В этой связи жизненно важное значение для нашей страны приобретает решение целого комплекса задач в этой сфере. Например, к их числу следует отнести недопущение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, совершенствование системы общественного контроля, участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности.

Дальнейшему развитию человеческого потенциала будут способствовать развитие институтов гражданского общества и их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в решении проблемных вопросов, способных вызвать рост социальной напряженности, поддержка общественно значимых инициатив. Важным является предупреждение и нейтрализация социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов, сепаратистских настроений, а также профилактика экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи.

Требуется повысить эффективность деятельности по выявлению и пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

В новой редакции Стратегии впервые поставлена задача по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений с применением информационных и коммуникационных технологий, включая использование цифровых валют в противоправных целях.

Среди основных задач обеспечения государственной и общественной безопасности, которой в предыдущей Стратегии не было, особо выделена декриминализация сферы использования земельных, лесных, водных и водно-биологических ресурсов. По характеру и тяжести последствий данные правонарушения представляют собой реальную угрозу национальной безопасности – снижаются уровень жизни и демографический рост населения, истощаются природные ресурсы, в том числе истребляются редкие животные, ухудшается качество подземных вод, что не может оставить равнодушными граждан нашей страны.

Другие задачи отвечают на назревшие общественные запросы и связаны с необходимостью обеспечения принципа неотвратимости наказания за совершение противоправных деяний, предупреждения и пресечения преступлений коррупционной направленности, повышение уровня ответственности за их совершение.

И этот перечень не является исчерпывающим.

Ожидаемыми результатами реализации Стратегии в этой области станут дальнейшее формирование обновленной системы государственной и общественной безопасности, способной эффективно противостоять внешним и внутренним вызовам и угрозам; сохранение стабильности общественно-политической обстановки и высокого уровня защищенности прав и интересов граждан от преступных посягательств.